Решения и постановления судов

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.04.2007 по делу N А29-5977/06А Полное или частичное списание задолженности по пеням и штрафам в федеральный либо местный бюджеты организаций железнодорожного транспорта производится только в случае частичного либо полного погашения реструктурированной задолженности по налогам и сборам соответственно в федеральный либо местный бюджет.

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 4 апреля 2007 г. Дело N А29-5977/06А“

(извлечение)

Второй арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Л., судей В., Ю., при ведении протокола судебного заседания судьей Л., при участии в заседании: от истца (заявителя) - Ф. по доверенности от 19.12.2006, от ответчиков - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просят рассмотреть спор в их отсутствие, - рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, открытого акционерного общества “Д.“ в лице областного отделения филиала ОАО “Д.“ “С.“, на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13 декабря 2006 года по делу N А29-5977/06А, принятое судьей Е., по заявлению открытого акционерного общества “Д.“ в лице областного отделения филиала ОАО “Д.“ “С.“ к городской инспекции ФНС России и Управлению Федеральной налоговой службы о признании недействительными решения исполняющего обязанности руководителя городской ИФНС России N 20 от 14.12.2005 и решения УФНС России N 12-К от 23.06.2006,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество “Д.“ в лице областного отделения филиала ОАО “Д.“ “С.“ (далее по тексту - предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письмом от 20.10.2006, о признании недействительными решения исполняющего обязанности руководителя городской ИФНС России о списании задолженности по пеням и штрафам N 20 от 14.12.2005 и решения УФНС России N 12-К от 23.06.2006.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 13.12.2006 в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику было отказано.

Открытое акционерное общество “Д.“ в лице областного отделения филиала ОАО “Д.“ “С.“ не согласилось с принятым судебным актом и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований в полном объеме.



Предприятие считает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением постановления Правительства Российской Федерации N 890 от 25.12.2001 “О реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“.

Полагает, что суд первой инстанции не учел, что в указанном постановлении не содержится запрет на реструктуризацию задолженности по пеням и штрафам в случае отсутствия задолженности по обязательным платежам.

Ссылаясь на предоставленное пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации N 890 от 25.12.2001 органам местного самоуправления право осуществлять реструктуризацию задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по обязательным платежам перед местными бюджетами, а также на постановление главы муниципального образования “Город У.“ N 603 от 29.09.2003, предприятие считает, что у него имелось право на списание задолженности в местный бюджет по пеням и штрафам в общей сумме 281500 рублей, а действия налогового органа по несписанию указанной суммы незаконны. Указывает, что имеются основания для отмены принятого по делу решения Арбитражного суда Республики Коми от 13.12.2006.

В отзыве на апелляционную жалобу Общества Управление ФНС России просит оставить решение суда без изменения, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судебного акта.

Городская инспекция ФНС России в отзыве на апелляционную жалобу также просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель предприятия поддержал позиции, изложенные в апелляционной жалобе. Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили. Просят рассмотреть спор в их отсутствие.

Законность принятого Арбитражным судом Республики Коми решения проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Материалы дела показали, что ФГУП “С.“ на основании постановления Правительства Российской Федерации N 890 от 25.12.2001 обратилось в городскую инспекцию ФНС России с заявлением без номера, без даты о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по начисленным пеням и штрафам в местный бюджет по состоянию на 25.12.2001 в сумме 281500 рублей и равномерную уплату указанной задолженности (лист дела 133).

Графики погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам в местный бюджет без номера и без даты утверждены руководителем областного отделения ФГУП “С.“ и согласованы с Финансовым управлением Министерства финансов Республики Коми (листы дела 10 - 16).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 585 от 18.09.2003 “О создании открытого акционерного общества “Д.“ Правительство Российской Федерации постановило учредить открытое акционерное общество “Д.“.



Железные дороги, ранее являвшиеся самостоятельными юридическими лицами - перевозчиками, приобрели статус филиала ОАО “Д.“. Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации N 585 от 18.09.2003 утвержден прилагаемый устав ОАО “Д.“. Перечень филиалов и представительств ОАО “Д.“ указан в приложении к уставу ОАО “Д.“, в котором под номером 5 значится филиал “С.“.

06.12.2005 ОАО “Д.“ в лице областного отделения филиала “С.“ обратилось в городскую инспекцию ФНС России с заявлением N 290 о списании реструктурированной задолженности перед местным бюджетом по пеням и штрафам в связи с выполнением условий реструктуризации на основании постановления Правительства Российской Федерации N 890 от 25.12.2001 “О реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“, указав на отсутствие непогашенной реструктурированной задолженности, отсутствие задолженности по уплате текущих налоговых платежей, отсутствие задолженности по уплате процентов с суммы реструктурируемой задолженности.

14.12.2005 и.о. руководителя городской ИФНС России принято решение N 20 о списании с У. участка областного отделения “С.“, филиала ОАО “Д.“, задолженности на общую сумму 139401 рубль 47 копеек, что составляет только половину реструктурированной задолженности по пеням и штрафам областного отделения филиала ФГУП “С.“.

Кроме того, городской инспекцией ФНС России в вышестоящий налоговый орган, Управление ФНС России, был направлен пакет документов для рассмотрения вопроса о правомерности списания реструктурированной задолженности.

Управление ФНС России на основании пункта 3 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации решением N 12-К от 23.06.2006 отменило решение нижестоящего налогового органа. При этом Управление исходило из того, что право на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам перед бюджетом “Город У.“ налогоплательщику не предоставлялось, в связи с этим задолженность по начисленным пеням и штрафам списанию не подлежит.

Считая, что его право на реструктуризацию (списание) задолженности перед местным бюджетом по начисленным пеням и штрафам в общей сумме 281500 рублей нарушено, открытое акционерное общество “Д.“ в лице областного отделения филиала ОАО “Д.“ “С.“ обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением об обжаловании действий налогового органа по несписанию указанной задолженности.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что нормативные акты федерального и местного уровней не предусматривают правового условия о полном либо частичном списании с организации железнодорожного транспорта начисленных пеней и штрафов при отсутствии самой задолженности по обязательным платежам в соответствующий бюджет. При этом суд руководствовался постановлением Правительства Российской Федерации N 890 от 25.12.2001 “О реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“, постановлениями главы администрации муниципального образования “Город У.“ N 106 от 04.02.2006, N 830 от 26.07.2005.

Рассмотрев апелляционную жалобу, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.

Во исполнение статьи 115 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ “О федеральном бюджете на 1999 год“ Правительством Российской Федерации принято постановление от 03.09.1999 N 1002 “О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“, которым утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности.

Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ действие статьи 115 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ продлено на 2001 год, а также установлено, что Правительство Российской Федерации обеспечивает завершение в 2001 году проведения реструктуризации задолженности организаций по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам.

В целях стабилизации финансового положения организаций федерального железнодорожного транспорта, а также создания благоприятных условий для его дальнейшего реформирования постановлением Правительства Российской Федерации N 890 от 25.12.2001 “О реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“ было установлено, что реструктуризации подлежат задолженность организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, исчисленная по данным налоговых органов по состоянию на 1 декабря 2001 года, а также задолженность по пеням и штрафам (в том числе признаваемая к взысканию), исчисленная по данным налоговых органов на дату вступления в силу настоящего постановления.

Действие указанного постановления распространяется на организации федерального железнодорожного транспорта, в число которых вошло областное отделение Федерального государственного унитарного предприятия “С.“.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 890 от 25.12.2001 (в редакции постановлений Правительства N 818 от 11.11.2002 и N 603 от 29.09.2003) установлено, что право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет реорганизованной организации, предоставленное в соответствии с настоящим постановлением, сохраняется за правопреемником (правопреемниками) организации.

Право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, предоставленное в соответствии с настоящим постановлением организациям федерального железнодорожного транспорта, имущество или имущественный комплекс которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, переходит с даты утверждения сводного передаточного акта к единому хозяйствующему субъекту.

Также постановлением Правительства Российской Федерации N 890 от 25.12.2001 определены порядок, условия и сроки проведения реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.

Пунктом 2 постановления установлено, что реструктуризация задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по обязательным платежам в федеральный бюджет проводится путем поэтапного ее погашения, начиная с I квартала 2002 года в соответствии со следующим графиком:

в 2002 - 2006 годах - по 17 процентов суммы реструктурируемой задолженности по налогам и сборам ежегодно;

в 2007 году - оставшаяся сумма реструктурируемой задолженности по налогам и сборам;

в 2008 - 2011 годах - по 25 процентов суммы реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам ежегодно.

Платежи в счет погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляются ежеквартально равными долями исходя из суммы задолженности, подлежащей погашению в соответствии с графиком.

Налоговый орган по месту нахождения единого хозяйствующего субъекта, к которому в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 постановления переходит право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет в двухмесячный срок с даты представления сводного передаточного акта в порядке, установленном Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, формирует график погашения этим единым хозяйствующим субъектом указанной задолженности.

Организации федерального железнодорожного транспорта имеют право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.

При досрочном погашении задолженности по налогам и сборам может быть произведено частичное или полное списание задолженности по начисленным пеням и штрафам (в том числе признаваемой к взысканию) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации N 890 от 25.12.2001 контроль за исполнением организациями федерального железнодорожного транспорта обязательств по погашению задолженности по обязательным платежам, а также обязательств по своевременной и полной уплате текущих платежей в течение всего срока реструктуризации этой задолженности осуществляется налоговыми органами по месту нахождения организаций федерального железнодорожного транспорта.

Пунктом 8 постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано осуществить реструктуризацию задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по обязательным платежам соответственно перед бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.

Порядок списания задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам принимались Правительством Российской Федерации, установлен постановлением Правительства Российской Федерации N 259 от 01.06.2004. В соответствии с указанным документом списание с организации половины реструктурированной задолженности по пеням и штрафам производится при погашении ею в течение 2 лет после принятия Правительством Российской Федерации соответствующего решения о реструктуризации половины реструктурированной задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом. При полном погашении реструктурированной задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом в течение 4 лет после принятия Правительством Российской Федерации соответствующего решения о реструктуризации производится полное списание реструктурированной задолженности по пеням и штрафам. Списание производится при условии уплаты организацией текущих налоговых платежей в полном объеме, начиная со дня принятия Правительством Российской Федерации соответствующего решения о реструктуризации, и отсутствия у нее задолженности по уплате процентов, начисленных в соответствии с указанным решением.

Постановлением главы администрации муниципального образования “Город У.“ N 106 от 04.02.2002 определено, что реструктуризация кредиторской задолженности областного отделения филиала ФГУП “С.“ по обязательным платежам перед бюджетом муниципального образования “Город У.“ проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 890 от 25.12.2001.

Постановлением главы администрации муниципального образования “Город У.“ N 672 от 29.05.2003 в постановление N 106 от 04.02.2002 внесены изменения о том, что право на реструктуризацию задолженности реорганизованной организации сохраняется за правопреемником организации. Иных изменений и дополнений в данное постановление не вносилось.

Порядок списания задолженности по пеням и штрафам с областного отделения “С.“, филиала ОАО “Д.“, утвержден постановлением главы администрации муниципального образования “Город У.“ N 830 от 26.07.2005. В соответствии с указанным порядком задолженность по пеням и штрафам списывается на основании заявления, представленного организацией в налоговый орган по месту учета. Половина реструктурированной задолженности по пеням и штрафам производится при погашении ею в течение 2 лет после принятия соответствующего решения о реструктуризации половины реструктурированной задолженности по налогам и сборам перед бюджетом МО “Город У.“; полное списание реструктурированной задолженности по пеням и штрафам производится при полном гашении реструктурированной задолженности по налогам и сборам перед бюджетом МО “Город Ухта“ в течение 4 лет после принятия Правительством Республики Коми соответствующего решения о реструктуризации. Списание производится при условии уплаты организацией текущих налоговых платежей в полном объеме, начиная со дня принятия соответствующего решения о реструктуризации, и отсутствия у нее задолженности по уплате процентов, начисленных в соответствии с указанным решением.

Списание реструктурированной задолженности по пеням и штрафам в случае реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам Порядком списания задолженности, утвержденным постановлением главы МО “Город У.“ от 26.07.2005 N 830, в отношении областного отделения “С.“, филиала ОАО “Д.“, не предусмотрено. Материалы дела показали, что условия, при исполнении которых осуществляется списание сумм задолженности по пеням и штрафам, предусмотренные пунктом 3 вышеуказанного постановления, Обществом не исполнены.

Анализируя приведенные нормы права федерального и местного уровней, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что полное или частичное списание задолженности по пеням и штрафам организаций железнодорожного транспорта производится только в случае частичного либо полного погашения задолженности по налогам и сборам.

Материалы дела показали, что у налогоплательщика имелась задолженность перед местным бюджетом только в части начисленных пеней и штрафов. Задолженность перед местным бюджетом по обязательным платежам перед местным бюджетом у заявителя отсутствовала. Материалами дела не подтверждено, что в отношении заявителя апелляционной жалобы комиссией по реструктуризации кредиторской задолженности принималось решение о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам в местный бюджет.

Как правильно указал суд первой инстанции, в нормативных актах федерального и местного уровня не содержится правового условия о полном либо частичном списании с организации федерального железнодорожного транспорта начисленных пени и штрафов в местный бюджет при отсутствии самой задолженности по обязательным платежам в местный бюджет.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал правомерными решение Управления ФНС России N 12-К от 23.06.2006, которым было отменено решение городской инспекции ФНС России о списании задолженности с областного отделения “С.“, филиала ОАО “Д.“, по пеням и штрафам и действия налоговых органов по несписанию указанной задолженности.

Принимая решение, УФНС России не прекратило право ОАО “Д.“ на реструктуризацию задолженности по пеням и штрафам перед бюджетом МО “Город У.“.

Апелляционный суд отклоняет доводы заявителя апелляционной жалобы о незаконности решения N 12-К от 23.06.2006 Управления ФНС России, поскольку оно вынесено за пределами полномочий налоговых органов. Указанным решением вышестоящий налоговый орган отменил решение городской инспекции ФНС России N 20 от 14.12.2005 в связи с несоответствием данного решения нормативным правовым актам о реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта федерального и местного уровней. Суд апелляционной инстанции считает, что решение Управления ФНС России не нарушает права предприятия на реструктуризацию задолженности по пеням и штрафам, подлежащим уплате в местный бюджет.

Ссылку налогоплательщика на постановление Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999 “О порядке проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“ суд апелляционной инстанции считает несостоятельной, поскольку указанный документ не предусматривает специального правового регулирования реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по пеням и штрафам перед местным бюджетом.

Из системного толкования приведенных выше нормативных актов по вопросам реструктуризации задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам организаций федерального железнодорожного транспорта следует, что одним из условий для списания задолженности по пеням и штрафам является погашение реструктурированной задолженности по обязательным платежам.

Поскольку в рассматриваемом случае задолженность по налогам и сборам в местный бюджет у Общества отсутствовала, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для списания реструктурированной задолженности по пеням и штрафам в местный бюджет в сумме 281500 рублей.

При принятии постановления апелляционный суд учитывает то, что в материалах дела не содержится доказательств того, что налоговый орган сформировал график погашения налогоплательщиком задолженности по пеням и штрафам в местный бюджет в соответствии с пунктом 3.1 постановления Правительства Российской Федерации N 890 от 25.12.2001 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации N 603 от 29.09.2003). В связи с этим апелляционный суд считает, что реструктурированная задолженность по пеням и штрафам в местный бюджет должна погашаться налогоплательщиком поэтапно в сроки, установленные пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации N 890 от 25.12.2001, на основании постановления главы администрации муниципального образования “Город У.“ N 106 от 04.02.2002 и утвержденных графиков.

Представленная акционерным обществом с апелляционной жалобой справка от 28.11.2003 еще раз подтверждает, что реструктуризация задолженности по налогам и сборам в местный бюджет в отношении предприятия не производилась. Данный документ свидетельствует лишь о том, что городской инспекцией ФНС России сумма реструктурированной задолженности по налогам и пеням взята на контроль.

Представленные Обществом в материалы дела постановления главы МО “Город У.“ от 24.08.2001 N 891, от 20.06.2004 N 901, принятые на основании указов Главы Республики Коми от 13.08.2001 N 345, от 10.02.2000 N 6, постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 не могут быть приняты апелляционным судом, поскольку они не регламентируют порядок, условия и сроки реструктуризации задолженности областного отделения филиала ФГУП “С.“, которому, как указано ранее, порядок, условия и сроки реструктуризации, порядок и условия списания сумм задолженности определены на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 N 890.

Оценив конкретные обстоятельства данного спора, апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены судебного акта.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.12.2006 по делу N А29-5977/06А в оспариваемой акционерным обществом части оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества “Д.“ в лице областного отделения филиала ОАО “Д.“ “С.“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию в установленном законом порядке.