Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.10.2007 по делу N А40-47798/07-145-316 Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 октября 2007 г. по делу N А40-47798/07-145-316

Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2007 г.

Полный текст решения изготовлен 29 октября 2007 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

председательствующего судьи П. (единолично)

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО “Генеральное подрядное строительно-монтажное управление - 1“

к УФМС России по г. Москве

о признании незаконным и отмене постановления от 05.09.2007 N 137/289 о назначении административного наказания и прекращении дела об административном правонарушении

при участии:

от заявителя - И. (паспорт N 46 03 589705 выд. 25.10.2002, дов. от 20.03.2007)

от ответчика - В. (сл. уд. МКВ N 000601 выд. 03.06.2004,
дов. от 17.05.2007)

установил:

ООО “Генеральное подрядное строительно-монтажное управление - 1“ (далее - ООО “ГП СМУ - 1“, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 05.09.2007 N 137/289 о назначении административного наказания и прекращении дела об административном правонарушении.

Представителем заявителя в судебном заседании заявлено ходатайство о прекращении производства по делу N А40-47798/07-145-316 в части требований о прекращении дела об административном правонарушении.

Судом ходатайство о прекращении производства по делу в части требований о прекращении дела об административном правонарушении принято, так как отказ ООО “ГП СМУ - 1“ от поданного заявления не противоречит закону, заявлен добровольно и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Заявитель считает, что привлечение его к ответственности является неправомерным в силу отсутствия вины в действиях ООО “Генеральное подрядное строительно-монтажное управление - 1“, а также указывает на нарушение порядка привлечения к административной ответственности.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на следующие обстоятельства:

При составлении протокола об административном правонарушении УФМС России по г. Москве была нарушена процедура рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, а именно: не выяснялись обстоятельства, исключающие производство по делу в силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - наличие состава административного правонарушения.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по доводам изложенным в заявлении.

Ответчик требования заявителя не признал, ссылаясь в отзыве на законность своих действий.

В судебном заседании ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, по основаниям отзыва.

Рассмотрев материалы дела, суд первой инстанции считает, что дело подлежит рассмотрению по существу, а заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Спор возник из административных правоотношений по оспариванию
решения административного органа о привлечении к административной ответственности, который подлежит рассмотрению в порядке, установленном ст. ст. 207 - 211 АПК РФ.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч. 7 ст. 210 АПК РФ.

Срок установленный ч. 2 ст. 208 АПК РФ на подачу заявления об оспаривание решения административного органа о привлечении к административной ответственности, заявителем соблюден.

В соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ арбитражный суд, при принятии решения оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Судом установлены следующие фактические и иные обстоятельства:

Из материалов дела следует, что 15.08.2007 инспектором по особым поручениям ОИК УФМС России по г. Москве О. был составлен протокол об административном правонарушении МС N 046416 от 28.08.2007 о совершении административного правонарушения как ООО “ГП СМУ - 1“, так и генеральным директором ООО “ГП СМУ - 1“, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, на основании которого постановлением УФМС России по г. Москве от 05.09.2007 N 137/289 по делу об административном
правонарушении ООО “ГП СМУ - 1“ была привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ с установлением административного наказания в виде взыскания штрафа в размере 400000 рублей.

В соответствии с ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ - неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу требований ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Как следует из материалов дела, проверка была проведена в соответствии с распоряжением УФМС России по г. Москве N 373 от 27.08.2007 соблюдений условий въезда - выезда и пребывания на территории РФ иностранных граждан, находящихся в РФ по адресу: г. Москва, 2-ой Лыковский проезд, владение 64, которое арендует заявитель у ООО “СТ Донстрой“, протокол об административном правонарушении составлен 28.08.2007.

В соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного
правонарушения.

В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело. Таким образом постановление по делу об административном правонарушении выносится по конкретному делу.

В силу ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента, в том числе составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ - в протоколе об административном правонарушении указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Согласно ч. 1 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении ведется в отношении конкурентного лица.

Таким образом законодатель не предусматривает возможность возбуждения дела об административном правонарушении в отношении нескольких лиц.

В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ должностное лицо, в компетенцию которого входит рассмотрение дела об административном правонарушении, должен выяснить вопрос о правильности составления протокола, рассмотрения дела об административном правонарушении. Неправильное составление протокола, рассмотрение дела об административном правонарушении является безусловным основанием для его возвращения, что закреплено в п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.

Однако в материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения ответчиком требований, предъявляемых к производству по делу об административных правонарушениях, а именно: протокол об административном правонарушении составлен на должностное лицо и юридическое лицо, в связи с чем возбуждено дело об административном правонарушении одновременно в отношении двух лиц, что не предусмотрено законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный
суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Учитывая изложенные обстоятельства, постановление УФМС России по г. Москве от 05.09.2007 N 137/289 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении подлежит признанию незаконным, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании ст. ст. 1.5, ч. 4 ст. 18.9, 25.4, 28.2 КоАП РФ и руководствуясь ст. ст. 65, 167 - 170, 176, 210 - 211 АПК РФ, суд

решил:

прекратить производство по делу N А40-47798/07-145-316 в части требований о прекращении дела об административном правонарушении, в связи с отказом от требований заявления в данной части.

Признать незаконным и отметить постановление УФМС России по г. Москве от 05.09.2007 N 137/289 о назначении ООО “Генеральное подрядное строительно-монтажное управление - 1“ административного наказания.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня изготовления решения в полном объеме в Девятый арбитражный апелляционный суд.