Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2007 по делу N А40-23036/07-14-93 Заявление о признании недействительным решения налогового органа в части отказа в возмещении НДС, принятого по результатам камеральной проверки уточненной декларации по НДС по ставке 0 процентов, и обязании налогового органа возместить НДС удовлетворено, так как налогоплательщиком представлены в налоговый орган документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов по НДС и свидетельствующие о наличии у него права на возмещение НДС.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 октября 2007 г. по делу N А40-23036/07-14-93

Резолютивная часть решения объявлена 12.09.2007 г.

Полный текст решения изготовлен 26.10.2007 г.

Арбитражный суд в составе:

Судьи К., единолично

При ведении протокола судьей К.

Рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОАО “Газпром“

к Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2

о признании частично недействительным решения и обязании возместить НДС

с участием

от заявителя: С., М.С., В., дов. N 01/0400-384д от 14.08.2007 г., пасп. 46 03 905130 от 04.12.2002 г.

от ответчика: М.Д., дов. N 53-04-13/023210, уд. УР N 178008 от 07.05.2006 г.

установил:

заявителем заявлено требование к МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании недействительным решения от 12.02.2007
N 24 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 68 079 456 руб. и обязании возместить налог на добавленную стоимость в сумме 68 079 456 рублей путем возврата на расчетный счет налогоплательщика.

Ответчик требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на иск, сославшись на то, что заявителем не представлены документы в соответствии с требованиями ст. 165 НК РФ.

Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, пришел к выводу, что требование обосновано, документально подтверждено и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, оспариваемое решение вынесено по результатам проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, на основе уточненной налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов, предоставленной ОАО “Газпром“ 10 ноября 2006 г. (корректировка N 7) за февраль 2004 года.

Оспариваемым решением Заявителю отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 68 079 456 руб. по причинам представления неполного пакета документов, предусмотренного ст. 165 НК РФ.

22.03.2004 г. ОАО “Газпром“ представило в Инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0% за февраль 2004 г. (т. 2 л.д. 1 - 13) вместе с сопроводительным письмом N 08-221 (т. 5 л.д. 63). Сумма налога по реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0% по которым подтверждено, составила 46 296 614 609 руб. (стр. 010 раздела 1 декларации), общая сумма налога, принимаемая к вычету по ставке 0% составила 1 652 066 438 руб. (стр. 410 раздела 1 декларации).

Впоследствии Общество представило в инспекцию 7 уточненных налоговых деклараций по НДС по ставке
0% за февраль 2004 г., причины подачи которых были следующими:

1) Уточненная налоговая декларация N 1 по НДС по ставке 0% за февраль 2004 г. (т. 2 л.д. 14 - 27) была представлена в налоговый орган 20.04.2004 г. с сопроводительным письмом N 06-735 (т. 1, л.д. 38 - 39) в связи с: увеличением НДС по общехозяйственным расходам за январь 2004 г. на 95 051,01 руб.; увеличением НДС по общехозяйственным расходам за февраль 2004 г. на 5 309 132,54 руб.; увеличением НДС по технологическим потерям за январь 2004 г. на 132 987,38 руб. увеличением НДС по технологическим потерям за февраль 2004 г. на 345 591,26 руб. В результате указанных корректировок общая сумма вычетов уменьшилась на 5 199,89 руб. (т. 1 л.д. 129, 133, 140). По результатам уточнения сумма вычетов (стр. 410 раздела 1 декларации) составила 1 652 061 238 руб.

Как уточнил заявитель, уточненная декларация N 1 была подана в ходе проведения камеральной налоговой проверки первоначальной налоговой декларации по НДС по ставке 0% за февраль 2004 г., инспекция вынесла решение от 20.04.2004 N 24-э по первоначальной декларации с учетом поданного уточнения N 1.

2) Уточненная налоговая декларация N 2 по НДС по ставке 0% за февраль 2004 г. (т. 2 л.д. 28 - 41) была представлена в налоговый орган 20.05.2004 г. с сопроводительным письмом N 09-1424 (т. 1 л.д. 40 - 41) в связи с исключением из объема реализованного газа (в т.ч. на экспорт) природного газа, поставленного компании Боташ Петролеум Пайплайн Корпорейшн (Турция) в январе и феврале 2004 г. по ГТД N 10006003/020304/0000273 (т.
1 л.д. 61), в т.ч. из объемов реализации января 2004 г. - 360 000 тыс. куб. м, из объемов реализации февраля 2004 г. - 336 748 тыс. куб. м.

ГТД N 10006003/020304/0000273 содержит отметку Центральной энергетической таможни “Выпуск разрешен“, датированную 02.03.2004 г. На данное обстоятельство инспекция указала на стр. 15 решения от 20.04.2004 N 24-э (т. 1 л.д. 22 - 37), вынесенном по результатам проведения камеральной проверки первоначально поданной декларации по НДС по ставке 0% за февраль 2004 г. Данный факт послужил причиной исключения объемов газа, заявленных в ГТД, из реализации января и февраля 2004 г. и заявления права на применение налоговой ставки 0% по указанной декларации в последующих периодах.

В результате корректировки сумма налога, принимаемая к вычету по ставке 0% увеличилась на 6 482 422,72 руб. (т. 1 л.д. 128, 132, 141) и составила 1 658 543 681 руб.

3) Уточненная налоговая декларация N 3 по НДС по ставке 0% за февраль 2004 г. (т. 2 л.д. 42 - 55) была представлена в налоговый орган 20.07.2004 г. с сопроводительным письмом N 09-2053 (т. 5 л.д. 61). Подача декларации обусловлена внесением дополнительной корректировки, связанной с исключением из объема реализованного газа (в т.ч. на экспорт) природного газа, поставленного на экспорт по ГТД N 10006003/020304/0000273.

При внесении первоначальной корректировки налогоплательщик в расчете вычетов по газу, реализованному на экспорт (т. 1 л.д. 127, 128, 142), не уменьшил объем оплаченного газа, подтвержденного в феврале 2004 г. В уточнении N 3 данная ошибка была исправлена. В результате уточнения сумма вычетов уменьшилась на 7 216 452,19 руб. и составила 1
651 327 229 руб.

Налог, исчисленный в уменьшение ранее начисленной к возмещению суммы НДС за февраль 2004 г. был уплачен платежным поручением N 13049 от 20.07.2004 г. (т. 5 л.д. 27).

4) Уточненная налоговая декларация N 4 по НДС по ставке 0% за февраль 2004 г. (т. 2 л.д. 56 - 69) была представлена в налоговый орган 20.09.2004 г. с сопроводительным письмом N 09-2725 (т. 1 л.д. 42 - 43) в связи с истечением 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами.

Сумма НДС по данному уточнению в размере 288 руб. была уплачена платежным поручением N 18953 от 22.09.2004 г. (т. 5 л.д. 26).

5) Уточненная налоговая декларация N 5 по НДС по ставке 0% за февраль 2004 г. (т. 2 л.д. 70 - 83) была представлена в налоговый орган 20.10.2004 г. с сопроводительным письмом N 09-3042 (т. 1 л.д. 44 - 45) в связи с истечением 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами.

Сумма НДС по данному уточнению в размере 4 034 330 руб. была уплачена платежным поручением N 20741 от 20.10.2004 г. (т. 5 л.д. 25).

6) Уточненная налоговая декларация N 6 по НДС по ставке 0% за февраль 2004 г. (т. 2 л.д. 98 - 111) была представлена в налоговый орган 20.12.2004 г. с сопроводительным письмом N 09-4116 (т. 1 л.д. 46 - 47). Внесение корректировки (т. 1 л.д. 126, 131, обусловлено необходимостью уточнения суммы НДС, уплаченного ООО “Газэкспорт“ в январе 2004 г., учтенного в составе вычетов по газу, реализованного на экспорт, на 398 966,79 руб.

Сумма НДС по
данному уточнению в размере 230 243 руб. была уплачена платежным поручением N 25544 от 20.12.2004 г. (т. 5 л.д. 24).

7) Уточненная налоговая декларация N 7 (в декларации значится как уточнение N 6) по НДС по ставке 0% за февраль 2004 г. (т. 2 л.д. 84 - 97) была представлена в налоговый орган 10.11.2006 г. с сопроводительным письмом N 09-3950 (т. 1 л.д. 48 - 53).

В данном уточнении не было внесено никаких корректировок по сравнению с уточнением N 6 от 20.12.2004 г. Уточненная декларации от 10.11.2006 г. была подана в связи с непринятием инспекцией решений по уточнениям N 2 - 6. Оспариваемое ОАО “Газпром“ решение ответчика от 12.02.2007 N 24 вынесено по итогам камеральной проверки уточненной налоговой декларации N 7 за февраль 2004 г. по НДС по ставке 0%. При этом в оспариваемом решении содержатся те же выводы, что и в решении ответчика от 20.04.2004 N 24-э (т. 1 л.д. 22 - 37) без учета поданных после вынесения этого решения уточненных налоговых деклараций N 2 - 6.

Как указывает Инспекция в решении от 20.04.2004 N 24-э (т. 1 л.д. 35, 36) и повторяет в оспариваемом решении доводы, указанные в решении от 12.02.2007 N 24 о том, что представленные ОАО “Газпром“ документы (по нижеперечисленным контрактам) для подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов за февраль 2004 г. не соответствуют установленным ст. 165 главы 21 части второй НК РФ требованиям. В приведенном Инспекцией перечне указаны следующие договоры:

1. Договор N 643/00157629/210215 от 27.04.1998 (т. 2 л.д. 121 - 148).

2. Договор N 2102-06
от 03.06.1987 (т. 3 л.д. 1 - 44).

3. Договор N 643/00157629/210247 от 24.09.1999 (т. 3 л.д. 45 - 91).

4. Договор б/н от 29.04.1997 (т. 3 л.д. 92 - 116).

5. Договор б/н от 01.11.1999 (т. 3 л.д. 117 - Т. 4 л.д. 18).

6. Договор N 1Гли-2000 от 16.12.1999 (т. 4 л.д. 19 - 37)

7. Договор N 1Гла-2000 от 16.11.1999 (т. 4 л.д. 38 - 58).

При этом, как пояснил заявитель, часть договоров (п. п. 1 - 5) заключались ООО “Газэкспорт“ как комиссионером в интересах ОАО “Газпром“, другая часть (п. п. 6 - 7) - непосредственно ОАО “Газпром“ с иностранными контрагентами, что отражено и в решении Инспекции от 20.04.2004 N 24-э (т. 1 л.д. 35).

В обоснование своего решения Инспекция указывает, что по вышеуказанным договорам на указанные в ГТД суммы отгруженного природного газа в нарушение ст. 165 НК РФ Обществом не представлены выписки банка, подтверждающие поступление экспортной выручки.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ реализация товаров на экспорт производится по налоговой ставке НДС 0 процентов. Для обоснования права на применение этой ставки экспортер обязан представить налоговому органу отдельную налоговую декларацию по НДС и комплект документов по перечню, указанному в ст. 165 НК РФ, в том числе экспортный контракт, банковскую выписку о фактическом поступлении на счет экспортера средств от иностранного покупателя в оплату экспортированного товара, ГТД с отметкой российского таможенного органа, выпустившего товар в режиме экспорта, копию транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметками российского пограничного таможенного органа о вывозе товара за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Представленными в материалы дела
доказательствами налогоплательщик подтвердил подачу налоговому органу отдельной налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за февраль 2004 г. и полного пакета документа в соответствии со ст. 165 НК РФ.

Разногласия между заявителем и ответчиком возникли по поводу представления заявителем банковских выписок о фактическом поступлении на счет экспортера средств от иностранного покупателя в оплату экспортированного товара.

Как пояснил заявитель и подтверждается материалами дела, в контрактах на транспортировку и поставку российского газа, заключенных с инофирмами, в статьях, касающихся поставок газа в оплату транзита, устанавливается механизм поставок газа в счет оплаты транзита. Документами, подтверждающими факт зачета взаимных требований, выступают счета (инвойсы), выставленные стране-транзитеру, в которых отдельной строкой выделяется объем и стоимость газа, поставленного в зачет оплаты транзита.

По данным операциям расчеты осуществляются в неденежной форме, взамен выписок банка для подтверждения расчетов с контрагентами представляются акты приемки-сдачи газа, подписанные двумя сторонами и (или) счета-инвойсы, содержащие стоимостную оценку. Именно такие документы являются подтверждением получения оплаты экспортных поставок газа для целей ст. 165 НК РФ.

Вопрос об использовании различных форм расчетов плательщиками налога на добавленную стоимость уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 20 февраля 2001 года N 3-П, Определения от 8 апреля 2004 года N 169-0, от 4 ноября 2004 года N 324-О). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, исчисление подлежащей взносу в бюджет суммы налога на добавленную стоимость не зависит от формы расчетов между продавцом и покупателем, поскольку основано на общем правиле определения добавленной стоимости как разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат на их производство и реализацию, не
обусловленном какими-либо особенностями отношений между хозяйствующими субъектами; единый порядок исчисления налога на добавленную стоимость при использовании налогоплательщиком любых законных форм реализации товаров (работ, услуг) - путем обмена одних товаров на другие, при уступке права требования и т.п., будучи одним из существенных элементов налогообложения, обеспечивает единообразное понимание положения о фактически уплаченных поставщикам суммах налога. Ограничительное толкование данного положения (как оплаты только денежными средствами поставленных товаров и в составе их цены - предъявленной суммы налога) вступило бы в противоречие с правилом определения добавленной стоимости и создало бы правовую неопределенность, что недопустимо. Данная правовая позиция может быть применена к отношениям, регулируемым положениями пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 3 мотивировочной части Определения от 4 апреля 2006 г. N 98-О).

Таким образом, с учетом характера операций, совершаемых ОАО “Газпром“, представления выписок банка и актов взаимозачета для подтверждения налоговой ставки 0% не требуется.

Документы, подтверждающие поставку газа в оплату транзита по каждому из перечисленных Ответчиком договоров, представлялись в Инспекцию. Они также представлены в материалы дела, а именно:

1. В соответствии с Соглашением между Правительством СССР и Правительством Народной Республики Болгарии о транзите через территорию НРБ советского природного газа в Турцию и Грецию от 23 июля 1986 г., Внешнеэкономическое предприятие “Газэкспорт“ РАО “Газпром“, Москва (Поставщик), заключило с АО “БУЛГАРГАЗ“, София (Транспортировщик), контракт N 643/00157629/210215 от 27.04.1998 на транспортировку российского природного газа по системе транзитного газопровода через территорию Республики Болгария в Турцию, Грецию, Македонию и Сербию от пункта сдачи/приемки Негру-Водэ N 2 на границе Румыния/Республика Болгария до соответствующих пунктов сдачи/приемки на границе Республики Болгария с Турцией, Грецией,
Македонией и Сербией.

В контракте N 643/00157629/210215 от 27.04.1998 в п. 7.1. (т. 2 л.д. 136) указано, что Поставщик оплачивает Транспортировщику стоимость транзита российского природного газа по территории Республики Болгарии.

Стоимость транзита за расчетный период (месяц) определяется в абсолютной сумме в долларах США в зависимости от заказанного объема транспортируемого газа. Эта сумма исчисляется путем умножения количества газа, транспортированного через территорию Республики Болгарии, на транзитную ставку, протяженность транспортировки и деления полученного результата на 100.

Транзитная ставка за транспортировку газа по территории Республики Болгарии устанавливается в размере 1,67 долл. США за 1000 куб. м на 100 км.

Стоимость транспортировки российского природного газа по территории Республики Болгарии в январе 2004 года по контракту N 643/00157629/210215 от 27.04.1998 составила 8 308 875,34 долл. США, что подтверждается соответствующим расчетом (т. 5 л.д. 52).

Согласно п. 8.1. контракта N 643/00157629/210215 от 27.04.1998 оплата стоимости транспортировки российского газа производится путем поставки природного газа в Болгарию в количестве, эквивалентном стоимости транспортировки.

Цена на российский природный газ, поставляемый в соответствии со статьей 8.1. Контракта в Болгарию в оплату стоимости транзита, устанавливается в размере 83,00 долл. США за 1000 куб. м.

В январе 2004 г. количество газа, эквивалентное стоимости транспортировки, составило 100 106 932 куб. м (8 308 875,34 долл. США/83,00 долл. США за 1000 куб. м). Поставка газа в указанном объеме на сумму 8 308 875,34 долл. США подтверждается ГТД N 10006003/170204/0000192 (т. 1 л.д. 65) и счетом-инвойсом N 3000024733/1200007646 (т. 1 л.д. 63).

Кроме этого, в соответствии с п. 4.7. контракта N 643/00157629/210215 от 27.04.1998 Поставщик безвозмездно поставляет Транспортировщику газ для собственных нужд компрессорных станций транзитного газопровода на территории Республики Болгарии, в объемах, фактически израсходованных для транспортировки российского природного газа в Турцию, Грецию, Македонию и Сербию (т. 2 л.д. 131).

В январе 2004 г. для нужд компрессорных станций болгарской стороне было поставлено 19 636 936 куб. м природного газа на сумму 1 629 865,69 долл. США исходя из контрактной цены 83,00 долл. США за 1000 куб. м, что подтверждается ГТД N 10006003/170204/0000193 (т. 1 л.д. 64), счетом-инвойсом N 3000024733/1200007646 (т. 1 л.д. 63) и расчетом (т. 5 л.д. 52).

Общее количество российского природного газа, транспортируемого через территорию Республики Болгарии в Турцию, Грецию, Македонию по контракту N 643/00157629/210215 от 27.04.1998 г. за период с 01 января по 31 января 2004 года подтверждается актом N 1 сдачи-приемки российского природного газа на ГИС-2 Негру-Водэ от 01 февраля 2004 г. и актом N 1 сдачи-приемки российского природного газа на ГИС-3 Негру-Водэ от 01 февраля 2004 г. (т. 7 л.д. 115, 116).

2. В соответствии с Соглашением между Правительством СССР и Правительством Социалистической Республикой Румынии о транзите через территорию СРР советского природного газа в Турцию, Грецию и другие страны от 29 декабря 1986 г., Всесоюзное внешнеторговое объединение “Союзгазэкспорт“, Москва (Поставщик), заключило с Государственным предприятием “РОМПЕТРОЛ“, Бухарест (Транспортировщик), контракт N 2102-06 от 03.06.1987 на транспортировку советского природного газа через территорию СРР в Турцию, Грецию и другие страны от пункта сдачи/приемки Исакча на границе СССР/СРР до пункта сдачи/приемки Негру-Водэ N 2 на границе СРР/НРБ.

В контракте N 2102-06 от 03.06.1987 в п. 8.1. (т. 3 л.д. 18) указано, что в оплату стоимости транспортировки советского природного газа Поставщик будет поставлять Транспортировщику дополнительные количества газа сверх годовых объемов, предусмотренных к поставке из СССР в СРР.

Количество газа в оплату транспортировки определяется в соответствии с п. 8.2. указанного Контракта.

В дальнейшем Дополнением от 03 февраля 2004 г. к Контракту N 2102-06 от 03.06.1987 ООО “Газэкспорт“, Москва (Поставщик) и Национальное общество по транспортировке природного газа (СНТГН) “Трансгаз“ С А, Медиаш (Транспортировщик), определили цены на газ, поставляемый в 2004 году в оплату стоимости транспортировки российского природного газа через территорию Румынии в Турцию, Грецию и другие страны (т. 5 л.д. 53 - 55).

В п. 1 указанного Дополнения стороны согласовали цену на газ, поставляемый в 1 квартале 2004 г. по Контракту N 2102-06 от 03.06.1987 в пункт сдачи/приемки Исакча в оплату стоимости транзита российского природного газа, равную 131 долл. США за 1000 куб. м.

Стоимость транспортировки российского природного газа по территории Румынии в январе 2004 года составила 2 761 808,94 долл. США.

В соответствии с этим, количество газа, эквивалентное стоимости транспортировки, составило 21 082 511 куб. м (2 761 808,94 долл. США/131,00 долл. США за 1000 куб. м). Поставка газа в указанном объеме на сумму 2 761 808,94 долл. США подтверждается ГТД N 10006003/180204/0000207 (т. 1 л.д. 79) и счетом-инвойсом N 3000024820/1200007682 (т. 1 л.д. 78).

3. В соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Румынии о расширении мощностей транзитного газопровода на территории Румынии для увеличения поставок природного газа из Российской Федерации в третьи страны и в Румынию от 25 октября 1996 г., ООО “Газэкспорт“, Москва (Поставщик) и СНТГН “Ромгаз“ СА, Медиаш (Транспортировщик), заключили Контракт N 643/00157629/210247 от 24.09.1999 на транспортировку российского природного газа в третьи страны по сооружаемому транзитному газопроводу на территории Румынии от границы Украина/Румыния до границы Румыния/Болгария.

В контракте N 643/00157629/210247 от 24.09.1999 в п. 8.1. (т. 3 л.д. 58) указано, что оплата транспортировки российского природного газа территории Румынии будет осуществляться поставками газа.

Количество газа в оплату транспортировки в каждом квартале соответствующего года определяется в соответствии с п. 8.2. указанного Контракта.

В Дополнении N 8 от 03 февраля 2004 г. к Контракту N 643/00157629/210247 от 24.09.1999 ООО “Газэкспорт“, Москва (Поставщик) и Национальное общество по транспортировке природного газа (СНТГН) “Трансгаз“ С А, Медиаш (Транспортировщик), определили цены на газ, поставляемый в 2004 году в оплату стоимости транспортировки российского природного газа через территорию Румынии в третьи страны (т. 5 л.д. 56 - 58).

“Трансгаз“ С А является правопреемником “Ромгаз“ С А по Контракту N 643/00157629/210247 от 24.09.1999, что подтверждается протоколом от 29 июня 2000 г. (т. 5 л.д. 59).

В п. 1 Дополнения N 8 от 03 февраля 2004 г. стороны установили цену на газ, поставляемый в 1 квартале 2004 г. по Контракту N 2102-06 от 03.06.1987 в пункты сдачи/приемки Исакча и/или Медиешу Аурит в оплату стоимости транзита российского природного газа, равную 131 долл. США за 1000 куб. м.

Стоимость транспортировки российского природного газа по территории Румынии в январе 2004 года составила 691 111, 59 долл. США.

В соответствии с этим, количество газа, эквивалентное стоимости транспортировки, составило 5 275 661 куб. м (691 111, 59 долл. США/131,00 долл. США за 1000 куб. м). Поставка газа в указанном объеме на сумму 691 111, 59 долл. США

подтверждается ГТД N 10006003/180204/0000208 (т. 1 л.д. 77) и счетом-инвойсом N 3000024819/1200007680 (т. 1 л.д. 76).

Общее количество российского природного газа, поставленного из России в Румынию по контрактам N 2102-06 от 03.06.1987 и N 643/00157629/210247 от 24.09.1999, включая количество, поставленное в счет оплаты транзита в соответствии со счетом-инвойсом N 3000024820/1200007682 и счетом-инвойсом N 3000024819/1200007680, за период с 01 января по 31 января 2004 года составило 447 299 645 куб. м что подтверждается актами сдачи-приемки от 01 февраля 2004 г. (т. 7 л.д. 117 - 118).

4. Внешнеэкономическое предприятие “Газэкспорт“, Москва (Поставщик), заключило с Государственным предприятием “Словацкая Газовая Промышленность“, Братислава и АО “Кераметал“, Братислава (Покупатель) контракт б/н от 29.04.1997 на поставку природного газа на условиях франко-газопровод на границе Украина/Словацкая Республика (т. 3 л.д. 92 - 116). Пунктом сдачи/приемки газа является газоизмерительная станция на границе Украина/Словацкая Республика в районе Велке Капушаны и в районе Руска, на которых производится измерение количества и определение качественных характеристик природного газа.

Согласно условиям Контракта б/н от 29.04.1997 Годовое Контрактное Количество природного газа (ГКК) включает в себя объем газа в оплату услуг по транспортировке (ГККтр) российского газа по территории Словакии (п. 23 ст. 1, ст. 2 Контракта - т. З л.д. 96, 98).

В январе 2004 г. Поставщик поставил Покупателю по Контракту б/н от 29.04.1997 в счет оплаты транзита природный газ в количестве 281 045 747 куб. м по цене 126, 33 долл. США за 1000 куб. м на общую сумму 35 504 509, 25 долл. США. Об этом свидетельствуют ГТД N 10006003/130204/0000154 (т. 1 л.д. 75) и счет-инвойс N 3000024824/1200007692 (т. 1 л.д. 74).

Кроме этого, в период январь 2004 г. Покупателю по Контракту б/н от 29.04.1997 был поставлен газ для собственных нужд компрессорных станций транзитного газопровода в количестве 73 979 924 куб. м по цене 126, 33 долл. США за 1000 куб. м на общую сумму 9 345 883, 80 долл. США, что подтверждается ГТД N 10006003/130204/0000155 (т. 1 л.д. 72) и счетом-инвойсом N 3000024821/1200007693 (т. 1 л.д. 71).

Общее количество природного газа, переданного по Контракту б/н от 29.04.1997 за период с 01 января по 31 января 2004 года подтверждается актом сдачи-приемки от 06.02.2004 (т. 1 л.д. 73). В данном акте отдельно выделен объем газа - 73 979 924 куб. м как топливный газ, поставляемый для нужд компрессорных станций.

5. В соответствии с Соглашением между СССР и ЧССР о транспортировке через территорию ЧССР советского природного газа в страны Западной Европы от 21 декабря 1970 года, Соглашением между Правительством СССР и Правительством ЧССР о транзите через территорию ЧССР советского природного газа в страны Западной Европы от 1 июля 1982 года, Соглашением от 15 октября 1998 г. между ОАО “Газпром“, ВП “Газэкспорт“ и ГП “Трансгаз, с.п.“ об основных условиях транспортировки природного газа через территорию Чешской Республики ООО “Газэкспорт“, Москва (Поставщик), заключило с Государственным Предприятием “Трансгаз, с.п.“, Прага, Контракт б/н от 01.11.1999 на транспортировку российского природного газа по системе транзитного газопровода через территорию Республики в страны Западной Европы.

Согласно ст. 11 Контракта б/н от 01.11.1999 Поставщик в течение каждого контрактного года поставляет Транспортировщику в оплату стоимости Транспортной Мощности определенное количество природного газа (т. З л.д. 13б). Ежегодная стоимость Транспортной Мощности определяется по формуле, указанной в ст. 10 Контракта б/н от 01.11.1999 (т. З л.д. 134).

В соответствии с указанными положениями Контракта Поставщик поставил Транспортировщику в январе 2004 г. в счет оплаты транзита природный газ в количестве 118 537 924 куб. м по цене 121, 79 долл. США за 1000 куб. м (или 1,1758 долл. США за кВтч) на общую сумму 14 436 461, 04 долл. США, что подтверждается ГТД N 10006003/170204/0000178 (т. 1 л.д. 69) и счетом-инвойсом N 3000025094/1200007776 (т. 1 л.д. 68).

Указанное количество природного газа - 118 537 924 куб. м отдельно выделено в акте сдачи-приемки российского природного газа для Чешской Республики от 06.02.2004 (т. 1 л.д. 70).

Кроме того, в период январь 2004 г. Транспортировщику по Контракту б/н от 01.11.1999 был поставлен газ для собственных нужд компрессорных станций транзитного газопровода в количестве 16 969 594 куб. м по цене 121, 79 долл. США за 1000 куб. м на общую сумму 2 066 687,81 долл. США что подтверждается ГТД N 10006003/170204/0000179 (т. 1 л.д. 67), счетом-инвойсом N 3000025092/1200007777 (т. 1 л.д. 66) и Актом сдачи-приемки российского природного газа в Пунктах Входа для транспорта в страны Западной Европы с 8,00 час. 01.01.2004 по 8,00 час. 01.02.2004 (т. 5 л.д. 60).

6. ОАО “Газпром“ (Продавец) заключило с АО “Лиетувос дуйос“ (Покупатель) договор N 1Гли-2000 от 16.12.1999 на поставку российского природного газа Покупателю для потребителей Литовской Республики, и оказание услуг по транспортировке российского природного газа по территории Литовской Республики (т. 4 л.д. 19 - 37).

В соответствии с п. 7.5. договора N 1Гли-2000 от 16.12.1999 Покупатель за поставляемый ему газ оказывает Продавцу услуги по транзиту российского природного газа по территории Литовской Республики для потребителей Калининградской области.

Таким образом, ОАО “Газпром“ оплачивает транзит газа по территории Литовской Республики в Калининградскую область путем поставки природного газа АО “Лиетувос дуйос“.

Согласно Акту сдачи-приемки выполненных работ 01.02.2004 (т. 1 л.д. 58) в январе 2004 г. АО “Лиетувос дуйос“ выполнило работу по транспортировке российского природного газа для потребителей Калининградской области в объеме 85 000 000 куб. м на сумму 106 080,00 долл. США. Поставка указанного объема природного газа подтверждается также ГТД N 10006003/190204/0000247 (т. 1 л.д. 56) и счетом-фактурой от N LEB N 579599 (т. 1 л.д. 60).

7. ОАО “Газпром“ заключило с АО “Латвияс газе“ Договор N 1ГЛа-2000 от 16.11.1999 на поставку российского природного газа для потребителей Латвии, оказании услуг по закачке, хранению российского природного газа в Инчукалнском ПХГ и его отбору, а также по транспортировке российского природного газа по территории Латвийской Республики (т. 4 л.д. 38 - 58).

В соответствии с п. 2.3.3. Договора N 1ГЛа-2000 от 16.11.1999 (т. 4 л.д. 42) АО “Латвияс газе“ обязуется по заявкам ОАО “Газпром“ отбирать и подавать из Инчукалнского ПХГ принадлежащий ОАО “Газпром“ природный газ в согласованных объемах.

Согласно п. 2.4. Договора ОАО “Газпром“ передает АО “Латвияс газе“ природный газ для АО “Лиетувос дуйос“ с целью его дальнейшей транспортировки по Территории Латвийской Республики в Литовскую Республику.

В соответствии с п. 7.1. Договора N 1ГЛа-2000 от 16.11.1999 (т. 4 л.д. 51) оплата за поставленный газ производится в долларах США и услугами по закачке, отбору и хранению российского газа в Инчукалнском ПХГ, предназначенного для российских потребителей, и его транспортировке по территории Латвийской Республики.

В п. 7.6. Договора N 1ГЛа-2000 от 16.11.1999 (т. 4 л.д. 52) стороны установили, что окончательный расчет производится с учетом взаимных зачетов услуг по хранению и транспортировке российского газа при его закачке или отборе из Инчукалнского ПХГ для российских потребителей, расположенных за пределами Латвийской Республики.

Согласно Счету-фактуре от 31.01.2004 N 200401205 (т. 1 л.д. 59) и Акту от 01.02.2004 сдачи-приемки выполненных работ в январе 2004 г. согласно Договору N 1ГЛа-2000 от 16.11.1999 (т. 1 л.д. 57) в январе 2004 г. АО “Латвияс газе“ выполнило услуги по отбору из Инчукалнского ПХГ российского природного газа, предназначенного для поставки потребителям ОАО “Газпром“ в объеме 224 293 312 куб. м на сумму 448 586,59 долл. США, а также выполнило услуги по транспортировке российского природного газа для потребителей ОАО “Газпром“ по территории Латвии до ГИС Каркси в объеме 62 439 721 куб. м и до ГИС Корнеты в объеме 161 853 591 куб. м на общую сумму 176 386, 64 долл. США.

Поставка указанного количества природного газа на сумму 448 586,59 долл. США и 176 386, 64 долл. США подтверждается соответственно ГТД N 10006003/170204/0000198 (т. 1 л.д. 54) и ГТД N 10006003/170204/0000199 (т. 1 л.д. 55).

С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлениях от 20 февраля 2001 года N 3-П, от 14 июля 2003 г. N 12-П, Определении от 4 апреля 2006 г. N 98-0 и положений Постановления Пленума ВАС РФ “Об оценке арбитражными судами обоснованности получениям налогоплательщиками налоговой выгоды“ от 12 октября 2006 г. N 53, ОАО “Газпром“ подтвердило право на применение налоговой ставки 0% в отношении налоговой базы за февраль 2004 г. и считает отказ Инспекции в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 68 079 456 руб. незаконным и необоснованным.

В соответствии с п. 3 ст. 189 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействий) государственных органов... лежит на органах, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения... а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения... возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

В силу п. 1 ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действия (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.

В нарушение указанных норм ответчиком не представлены доказательства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения.

Поскольку Статья 164 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая случаи и условия налогообложения по налоговой ставке 0 процентов, не ставит право на возмещение налога“на добавленную стоимость в зависимость от формы или средства расчетов между участниками экспортной сделки, при наличии актов, оформивших взаимозачет между ОАО “Газпром“ и иностранными покупателями газа, получение выручки от реализации газа этим покупателям не могло и не должно подтверждаться выписками банка.

Таким образом, оспариваемое заявителем решение Инспекции от 12.02.2007 N 24 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 68 079 456 руб. неправомерно, принято с нарушениями норм Налогового Кодекса Российской Федерации, тем самым оно нарушают охраняемые права и интересы заявителя и подлежит признанию недействительным.

Порядок осуществления права на возврат налога на добавленную стоимость установлен статьей 176 Налогового кодекса РФ, согласно которой возмещение НДС возможно в форме зачета при наличии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам (п. 4 ст. 176 НК РФ), либо в форме возврата на расчетный счет налогоплательщика (п. 6 ст. 176 НК РФ).

В соответствии с актом сверки по состоянию на 27.08.2007 г. Акты совместной сверки расчетов представлены в материалы дела (т. 6 л.д. 101 - 142) у заявителя имеется недоимка по платежам, уплачиваемы в федеральный бюджет. Однако, как указал заявитель, акты сверки подписаны ОАО “Газпром“ с возражениями.

Согласно актам сверки, по данным налогового органа у Заявителя имеется переплата по налогам, зачисляемым в федеральный бюджет, в общей сумме 1 873 457 898, 91 руб. Однако по данным налогоплательщика общая сумма переплат в федеральный бюджет составляет 22 809 942 604, 784 руб.

Установление причин расхождений между данными налогового органа и налогоплательщика не является предметом рассмотрения по настоящему делу. Однако наличие у ОАО “Газпром“ переплаты по налогам, зачисляемым в федеральный бюджет, признанное налоговым органом, исключает возможность возмещения НДС в форме зачета. В связи с этим право налогоплательщика на возмещение налога, нарушенное ответчиком при вынесении оспариваемого решения, может быть восстановлено только при условии возврата суммы налога, в возмещении которой незаконно отказано, на расчетный счет ОАО “Газпром“.

Таким образом, требование заявителя о возмещении налога на добавленную стоимость в размере 68 079 456 рублей путем возврата на расчетный счет налогоплательщика является правомерным.

В судебном заседании был объявлен перерыв в порядке ст. 163 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 165 и 176 Налогового Кодекса Российской Федерации, статьями 41, 65, 110, 167 - 170, 176, 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать частично недействительным решение Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 12.02.2007 N 24 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 68 079 456 руб.

Обязать Межрегиональную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 возместить ОАО “Газпром“ из федерального бюджета НДС в размере 68 079 456 рублей путем возврата на расчетный счет налогоплательщика.

Решение подлежит немедленному исполнению в части признания недействительным решение Инспекции, а признанное в указанных частях недействительным решение Инспекции не подлежит применению со дня принятия судом решения.

Взыскать с Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 в пользу ОАО “Газпром“ госпошлину в размере 102 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Девятый Арбитражный Апелляционный суд в месячный срок со дня принятия судом решения.