Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 05.10.2007 по делу N А41-К2-15560/07 Заявление о признании недействительным решения таможенного органа о взыскании в бесспорном порядке НДС и пени, признании незаконным и не подлежащим исполнению инкассового поручения о списании в бесспорном порядке денежных средств удовлетворено, так как в соответствии с законодательством РФ при ввозе изделий медицинской техники заявитель освобождается от уплаты НДС.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 октября 2007 г. по делу N А41-К2-15560/07

Резолютивная часть решения объявлена 04.10.2007 г.

Решение изготовлено в полном объеме 05.10.2007 г.

Арбитражный суд Московской области в составе:

председательствующего судьи К.

протокол судебного заседания вел судья К.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества “ДИАМЕД“

к Щелковской таможне

о признании незаконными решения от 28.05.2007 г. N 10, инкассового поручения от 28.05.2007 г. N 13, об отмене решения и отзыве из банка инкассового поручения

при участии в заседании:

от заявителя - Б., представитель по доверенности от 01.10.2007 г.

от заинтересованного лица - Д., представитель по доверенности от 18.07.2007 г.

установил:

Закрытое акционерное общество “ДИАМЕД“ (далее - Общество)
обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Щелковской таможне со следующими требованиями:

1. Признать незаконным решение Щелковской таможни от 28.05.2007 г. N 10 о взыскании в бесспорном порядке с ЗАО “ДИАМЕД“ денежных средств (НДС и пени).

2. Признать незаконным и не подлежащим исполнению инкассовое поручение Щелковской таможни от 28.05.2007 г. N 13 о списании в бесспорном порядке с ЗАО “ДИАМЕД“ денежных средств согласно решению Щелковской таможни от 28.05.2007 г. N 10.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду часть 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

3. Возложить на Щелковскую таможню в соответствии с частью 4 статьи 201 обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ЗАО “ДИАМЕД“ путем отмены решения от 28.05.2007 г. N 10 и отзыва из банка инкассового поручения от 28.05.2007 г. N 13.

Стороны в судебное заседание явились.

Заявитель требования поддержал.

Щелковская таможня заявленные требования не признала, возражала по основаниям, изложенным в отзыве от 24.09.2007 г. (л.д. 65 - 70).

Продолжено судебное заседание после перерыва в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Определением суда от 27.08.2007 г. удовлетворено ходатайство заявителя о принятии обеспечительных мер: приостановлено бесспорное взыскание денежных средств, размещенных на расчетном счете ЗАО “ДИАМЕД“ N 40702810900000000606 в КБ “Юниаструм Банк“ г. Москвы по инкассовому поручению Щелковской таможни от 28.05.2007 г. N 13 (л.д. 60 - 61).

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.

11 апреля 2007 года ЗАО “ДИАМЕД“ по контракту от 20.03.2007 г. N 200701 ввезло на территорию Российской Федерации по ГТД N 10110030/110407/0004074 изделие медицинской техники -
комплекс стоматологический ARIA-EXELL (стоматологическая установка ARIA с креслом ARIA STANDART, светильник галогеновый CELIA), пятнадцать штук, изготовитель - фирма NEOMED s.r.o., Словакия (л.д. 13).

При декларировании указанного товара Общество представило таможенному органу необходимые документы, подтверждающие обоснованность классификации ввозимого медицинского оборудования по коду ОКП 945220, а именно:

- регистрационное удостоверение Минздрава РФ от 19.07.2000 г. N 2000/337, со сроком действия 10 лет;

сертификат соответствия N РОСС SK.АЯ 80. B04258 со сроком действия с 04.05.2006 г. по 03.05.2008 г.

При декларировании ввозимого товара Общество заявило о предоставлении льготы по уплате НДС - освобождении от уплаты НДС.

В соответствии с действующим законодательством при ввозе изделий медицинской техники уплачивается НДС по ставке 0 процентов, в связи с чем Общество в графе 47 ГТД N 10110030/110407/0004074 “Исчисление платежей“ НДС исчислило по ставке 0 процентов. Таможенным органом начислено к уплате 102 038-37 рублей таможенный платежей без НДС.

ЗАО “ДИАМЕД“ в соответствии с требованиями таможенного органа оплатило начисленные таможенные платежи без НДС платежным поручением N 765 от 14.12.2006 г. на сумму 9 262-45 рублей и платежным поручением N 172 от 09.04.2007 г. на сумму 92 775-92 рублей (л.д. 23 - 24).

При таможенном оформлении товара замечаний к представленным товаросопроводительным документам таможенным органом предъявлено не было, и 11.04.2007 года товар выпущен Щелковской таможней в свободное обращение.

23 апреля 2007 года представителю ЗАО “ДИАМЕД“ было вручено Требование Долгопрудненского таможенного поста Щелковской таможни от 20.04.2007 года N 1 об уплате задолженности по таможенному платежу НДС в сумме 364 915-02 рубля и пени 1 149-48 рублей (л.д. 9 - 10).

Таможенный орган в названном Требовании указал, что задолженность у Общества образовалась
в связи с предоставлением преференции по уплате НДС при ввозе в апреле 2007 года по ГТД N 10110030/110407/0004074 “комплексов стоматологических ARIA-EXCELL“ в разукомплектованном виде: стоматологическая установка ARIA с креслом ARIA STANDART и светильником галогеновым CELIA. Срок уплаты задолженности был установлен до 04.05.2007 года.

Общество не уплатило в установленный срок в добровольном порядке указанную задолженность.

28 мая 2007 года Щелковская таможня приняла решение N 10 о взыскании в бесспорном порядке с ЗАО “ДИАМЕД“ денежных средств в сумме 370 917-87 рублей, из них НДС - 364 915-02 рубля и пени 6 002-85 рублей (л.д. 7).

На основании данного решения Щелковская таможня направила в КБ “Юниаструм Банк“ г. Москвы инкассовое поручение от 28.05.2007 г. N 13 на списание в бесспорном порядке 370 917-87 рублей денежных средств с расчетного счета ЗАО “ДИАМЕД“, которое было принято банком к исполнению и 14.06.2007 года произведено списание суммы в 1 191-00 рублей (л.д. 8).

31 июля 2007 года ЗАО “ДИАМЕД“ обратилось в Щелковскую таможню с заявлением N 115 от 30.07.2007 г. об отмене решения от 28.05.2007 г. N 10 и об отзыве инкассового поручения от 28.05.2007 г. N 13 (л.д. 25 - 26).

03 августа 2007 года Щелковская таможня в письме N 13-12/7508 отказало в удовлетворении требований Общества и рекомендовало ему обратиться в ФТС России для решения вопроса о правомерности заявленных льгот (л.д. 27 - 28).

При принятии решения о взыскании в бесспорном порядке с ЗАО “ДИАМЕД“ не уплаченного в связи с предоставлением преференции по налогу на добавленную стоимость при ввозе товара на территорию Российской Федерации Щелковская таможня руководствовалась пунктом 1.1 Письма ГТК РФ
от 04.06.2003 года N 01-06/22880 “О взимании НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации“, полагая, что Общество ввезло изделие медицинской техники не в полном комплекте, а согласно указанному Письму ГТК РФ льгота по уплате НДС не может быть предоставлена в случае ввоза изделия медицинской техники в неполной комплектации.

Заявитель считает, что решение Щелковской таможни от 28.05.2007 г. N 10 и инкассовое поручение от 28.05.2007 г. N 13 незаконны, в связи с чем должны быть отменены, мотивируя свои требования тем, что ввезенный им товар не подлежит налогообложению по налогу на добавленную стоимость, поскольку входит в подгруппу 945220 “Оборудование стоматологическое, зубопротезное, оториноларингологическое“, подкласс “Медицинская техника“, и согласно Постановлению Правительства РФ от 17.01.2002 г. “Об утверждении Перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость“ является важнейшей и жизненно необходимой медицинской техникой, которая в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса РФ не подлежит обложению НДС при ввозе на территорию Российской Федерации (л.д. 2 - 6).

Щелковская таможня заявленные требования не признает, возражает по основаниям, изложенным в отзыве от 24.09.2007 г. (л.д. 65 - 70).

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд пришел к выводу, что доводы таможенного органа ошибочны, не могут быть приняты судом, а заявленные требования ЗАО “ДИАМЕД“ обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 года N 19 “Об утверждении Перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой
на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость“ и кодам Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 не подлежат налогообложению товары с кодами ОКП 945200.

Ввезенный ЗАО “ДИАМЕД“ товар не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость (НДС), поскольку входит в подгруппу 945220 “Оборудование стоматологическое, зубопротезное, оториноларингологическое“, подкласс “Медицинская техника“, согласно Перечню является важнейшей и жизненно необходимой медицинское техникой, которая в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению НДС при ввозе на территорию Российской Федерации.

Ссылка Щелковской таможни на Письмо ГТК РФ от 04.06.2003 г. N 01-06/22880 необоснованна, поскольку в силу пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса РФ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

В указанном Письме определены дополнительные условия предоставления льготы по уплате НДС, не предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Подпункт 1 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса РФ освобождает от налогообложения реализацию медицинских товаров по Перечню, утвержденному Правительством РФ, в том числе важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, и не содержит указания о том, что условием такого освобождения является ввоз и декларирование таких медицинских товаров и техники в комплекте. Никаких условий и ограничений действующее законодательство не предусматривает.

В противоречии с требованиями Налогового кодекса РФ позиция Щелковской таможни ориентирована не на норму закона, а на дополнительные требования к таможенному ввозу медицинской техники, содержащиеся в ведомственном Письме ГТК РФ. Письмо ГТК РФ от 04.06.2003 г. N 01-06/22880 содержит рекомендательный характер для должностных лиц таможенных
органов и не является основанием для неприменения льготы по НДС налогоплательщиками.

Суд, также, руководствуясь своим внутренним убеждением и являясь потребителем стоматологических услуг не может согласиться с мнением Щелковской таможни о том, что неввезенные стул врача и компрессор с трубочкой являются комплектующими к стоматологической установке.

Данные предметы являются опциональными к стоматологическому комплексу, что подтвердила и Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в письме от 22.06.2007 г. N 04-11517/07, указав, что “основными составляющими комплекса стоматологического ARIA-EXCELL являются стоматологическая установка ARIA, кресло ARIA STANDART и светильник галогеновый CELIA. Стул врача и компрессор с трубочкой ДК-50Z являются опциональными принадлежностями комплекса стоматологического ARIA-EXCELL, не влияющими на ее функциональные свойства. Росздравнадзор разрешает ввоз на территорию Российской Федерации стоматологической установки ARIA без дополнительных принадлежностей - стула врача и компрессора с трубочкой ДК-50Z“ (л.д. 31).

Кроме того, данный факт подтверждает и сам таможенный орган в письме от 03.08.2007 г. N 13-12/7508, направленном в адрес заявителя, в котором указано, что стул врача и компрессор с трубочкой являются принадлежностями к стоматологическому комплексу (л.д. 27 - 28).

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Статья 56 НК РФ предусматривает, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог.

На основании действующего
законодательства у Общества, в данном случае, отсутствовала обязанность по уплате НДС при ввозе вышеуказанного товара в апреле 2007 года.

В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Щелковская таможня не представила суду надлежащих доказательств (относимых и допустимых), подтверждающих законность и обоснованность принятия решения от 28.05.2007 г. N 10 о взыскании в бесспорном порядке с ЗАО “ДИАМЕД“ денежных средств (НДС и пени), а также выставления инкассового поручения от 28.05.2007 г. N 13 о списании в бесспорном порядке с Общества денежных средств.

Таким образом, суд пришел к выводу, что решение Щелковской таможни от 28.05.2007 г. N 10 и инкассовое поручение от 28.05.2007 г. N 13 незаконны и нарушают права и законные интересы ЗАО “ДИАМЕД“ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а льгота по уплате НДС Обществом заявлена правомерно.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного
правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании статей 110, 112 АПК РФ и пункта 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 г. N 117 “Об отдельных вопросах практики применения Главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“ с Щелковской таможни подлежит взысканию в пользу ЗАО “ДИАМЕД“ государственная пошлина в размере 4 000 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167 - 170, 176, 180, 200, 201, 319 АПК РФ, суд

решил:

заявленные требования ЗАО “ДИАМЕД“ удовлетворить.

Признать незаконным решение Щелковской таможни от 28.05.2007 г. N 10 о взыскании в бесспорном порядке с ЗАО “ДИАМЕД“ денежных средств (НДС и пени).

Признать незаконным и не подлежащим исполнению инкассовое поручение Щелковской таможни от 28.05.2007 г. N 13 о списании в бесспорном порядке с ЗАО “ДИАМЕД“ денежных средств на основании решения Щелковской таможни от 28.05.2007 г. N 10.

Обязать Щелковскую таможню отменить решение от 28.05.2007 г. N 10 о взыскании в бесспорном порядке с ЗАО “ДИАМЕД“ денежных средств (НДС и пени), а также отозвать из КБ “Юниаструм Банк“ г. Москвы инкассовое поручение от 28.05.2007 г. N 13.

Взыскать с Щелковской таможни (141101, Московская область, г. Щелково, ул. Фабричная, д. 1, ИНН 5050005652, ОГРН 1025006524927) в пользу ЗАО “ДИАМЕД“ государственную пошлину в размере 4 000 рублей.

Выдать исполнительный лист.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с даты принятия решения.