Решения и определения судов

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.11.2006 по делу N А82-4019/06-99 Налоговое законодательство не предусматривает приостановление операций по счетам налогоплательщика за представление в налоговый орган декларации неустановленной формы.

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 13 ноября 2006 г. Дело N А82-4019/06-99“

(извлечение)

Второй арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Л., судей К., Р., при ведении протокола судебного заседания судьей Л., при участии в заседании представителей инспекции С. по доверенности от 25.10.2006, Ш. по доверенности от 20.09.2006, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной ИФНС России на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28 августа 2006 года по делу N А82-4019/06-99, принятое судьей У., по заявлению индивидуального предпринимателя Е. к межрайонной ИФНС России о признании решения недействительным,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Е. обратился в Арбитражный суд
Ярославской области с заявлением о признании незаконным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (далее - межрайонная ИФНС России, Инспекция, налоговый орган) о приостановлении операций по счетам в банке от 30.03.2006 N 1607.

Решением суда первой инстанции от 28.08.2006 заявленные индивидуальным предпринимателем Е. требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым судебным актом, межрайонная ИФНС России обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: приказ Министерства финансов РФ N БГ-3-22/648 издан 21.11.2003, а не 23.11.2003.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что при вынесении решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. По его мнению, налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган письменное заявление (налоговую декларацию), форма которого соответствует действующему законодательству; форма представленной Е. декларации по единому налогу на вмененный доход отменена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.11.2003 N БГ-3-22/648. Кроме того, декларация, представленная по форме, не соответствующей действующему законодательству, не может быть зарегистрирована в ЭОД (электронная обработка данных), в связи с чем по такой декларации в КЛС (карточка лицевого счета) не могут быть проведены начисления. В соответствии с пунктом 2.1.4 Регламента организации работы с налогоплательщиками, утвержденного приказом МНС России от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468@, налоговый орган не регистрирует представленную не по форме декларацию и в трехдневный срок направляет налогоплательщику уведомление о том, что представленная не по форме отчетность не принята и должна быть представлена в установленные сроки и по утвержденной форме; до настоящего времени декларация по установленной форме Е. не представлена. Вынесенное налоговым органом решение от
27.03.2006 N 1607 является обеспечительной мерой и понуждает налогоплательщика представлять налоговую отчетность.

Индивидуальный предприниматель Е. отзыв на апелляционную жалобу не представил.

В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы, приведенные в апелляционной жалобе.

Индивидуальный предприниматель Е. надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание своих представителей не направил.

Законность судебного акта Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 19.07.2004 индивидуальным предпринимателем Е. отправлена в межрайонную ИФНС России по почте заказным письмом декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за II квартал 2004 г., составленная по форме согласно приложению N 1 к приказу МНС России от 27.02.2003 N БГ-3-22/87.

При получении этой отчетности налоговым органом выявлено использование бланка налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход, не соответствующего действующему законодательству, налогоплательщику письмом от 08.10.2004 N МЕ-05-28/17588 предложено представить налоговую декларацию по установленной форме.

Индивидуальный предприниматель Е. не исполнил требование налогового органа по представлению налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход за II квартал 2004 г. по установленной форме.

Рассмотрев обстоятельства, связанные с непредставлением Е. указанной выше налоговой декларации, руководитель налогового органа вынес решение от 27.03.2006 N 1607, которым были приостановлены расходные операции по счетам индивидуального предпринимателя Е. в Ярославском банке Сбербанка Российской Федерации (Городское отделение N 17).

Не согласившись с принятым решением налогового органа, индивидуальный предприниматель Е. обратился в Арбитражный суд Ярославской области с требованием о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался статьей 23, статьей 72, пунктом 2
статьи 76, статьей 80, статьей 346.30, пунктом 3 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации, приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411, которым утверждены “Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков“, и исходил из того, что индивидуальным предпринимателем Е. своевременно направлена в налоговый орган налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход за II квартал 2004 г. по ранее установленной форме; по представленной декларации единый налог на вмененный доход за II квартал 2004 г., подлежащий уплате, исчислен в размере 900 рублей и перечислен индивидуальным предпринимателем в бюджет в установленном порядке по квитанциям от 17.07.2004; действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрено приостановление операций по счетам налогоплательщика в случае представления декларации по неустановленной форме.

Рассмотрев апелляционную жалобу межрайонной ИФНС России, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

В пункте 2 вышеуказанной статьи установлено, что налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая декларация представляется
в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 6 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 346.30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому налогу признается квартал.

В соответствии со статьей 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20 числа первого месяца следующего налогового периода.

Форма декларации по единому налогу на вмененный доход утверждена приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 23.11.2003 N БГ-3-22/648 “Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и порядке ее заполнения“, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 08.01.2004 N 5384. Предыдущая форма утверждена приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 12.11.2002 N БГ-3-22/648 “Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и порядке ее заполнения“, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 03.12.2002 N 3990, с внесенными в нее изменениями приказом Министерством Российской Федерации по налогам и сборам от 27.02.2003 N БГ-3-22/87.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, индивидуальный предприниматель Е. своевременно 19.07.2004 направил в межрайонную ИФНС России налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за II квартал 2004 г. по форме, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 12.11.2002 N БГ-3-22/648. Представленная предпринимателем декларация содержит все показатели,
необходимые для налогового контроля. Согласно представленной декларации единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности за II квартал 2004 г., подлежащий уплате, исчислен в размере 900 рублей и перечислен индивидуальным предпринимателем в бюджет в установленном порядке по квитанциям от 17.07.2004 в полном объеме.

В статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что одним из способов исполнения обязанности по уплате налогов и сборов является приостановление операций по счетам в банке.

Согласно пункту 2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налогов. В этом случае решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика - индивидуального предпринимателя по счетам в банке может приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в случае отказа от представления налогоплательщиком налоговых деклараций. В этом случае приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления этими налогоплательщиками налоговой декларации.

Из анализа указанной выше нормы права не следует, что приостановление операций по счетам налогоплательщика возможно в случае представления декларации по неустановленной форме.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно признал недействительным решение межрайонной ИФНС России от 27.03.2006 N 1607 о приостановлении расходных операций по счетам индивидуального
предпринимателя Е. в Ярославском банке СБ Российской Федерации (Городское отделение N 17).

Довод налогового органа о том, что рассматриваемая декларация не может быть зарегистрирована в ЭОД (электронная обработка данных), в связи с чем по такой декларации в КЛС (карточка лицевого счета) не могут быть проведены начисления, судом апелляционной инстанции не принимается.

Налоговый кодекс Российской Федерации, в частности, статья 32, не содержит каких-либо правил относительно порядка учета налоговым органом платежей, вносимых налогоплательщиками в бюджет, равно как и сумм недоимок по этим обязательным платежам.

Лицевой счет налогоплательщика, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего учета и контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение положений ведомственных документов, в частности, “Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов“, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.08.2002 N БГ-3-10/411.

С учетом изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Второй арбитражный апелляционной суд находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела. Нормы материального права применены Арбитражным судом Ярославской области правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции также не допущено.

Вопрос о взыскании государственной пошлины с апелляционной жалобы не рассматривался в связи с освобождением заявителя от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.08.2006 по делу N А82-4019/06-99 оставить без изменения, а апелляционную жалобу межрайонной ИФНС России - без удовлетворения.

Постановление
может быть обжаловано в установленном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.