Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 20.08.2007 по делу N А41-К2-5196/07 Заявление о признании порядка торговли алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на территории субъекта РФ, утвержденного государственным органом субъекта РФ, не соответствующим законодательству РФ о регулировании производства и оборота алкогольной продукции удовлетворено, так как определение дополнительных критериев для осуществления круглосуточной розничной продажи алкогольной продукции к компетенции субъекта РФ не относится.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 августа 2007 г. по делу N А41-К2-5196/07

Арбитражный суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи К.

Судей А., С.

протокол судебного заседания вел: помощник судьи Ю.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО “Найс“

о признании недействующим п. 5 Порядка установления на территории Московской области организациям розничной торговли круглосуточной розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции

заинтересованное лицо - Министерство потребительского рынка и услуг Московской области

при участии в заседании:

от заявителя - Т.А., доверенность N 19 от 01.20.2007

от Министерства потребительского рынка и услуг Московской области - Т.О., доверенность от 20.02.07 N 32-Д

установил:

ООО “Найс“ обратилось
в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании п. 5 Порядка установления на территории Московской области организациям розничной торговли круглосуточной розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, утвержденного Распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области “Об утверждении Порядка установления на территории Московской области организациям розничной торговли круглосуточной розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции“ N 3-Р от 16.06.2006 не соответствующим Федеральному закону РФ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ N 171-ФЗ от 22.11.1995 и недействующим.

В ходе судебного разбирательства представителем заявителя в порядке ст. 49 АПК РФ заявлено ходатайство об уточнении требований, в соответствии с которым просит признать п. 5 Порядка установления на территории Московской области организациям розничной торговли круглосуточной розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, утвержденного Распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области “Об утверждении Порядка установления на территории Московской области организациям розничной торговли круглосуточной розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции“ N 3-Р от 16.06.2006 не соответствующим ст. 16 Федерального закона РФ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ N 171-ФЗ от 22.11.1995, а также п. 3 Постановления Правительства Московской области “О мерах по выполнению законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ N 470/21 от 01.06.2006 и недействующим. Ходатайство заявителя судом удовлетворено.

Представитель Министерства потребительского рынка и услуг Московской области в
отзыве на заявление и в судебном заседании требования отклонил, ссылаясь на соответствие оспариваемого нормативного акта действующему законодательству, а также на наличие полномочий министерства по принятию оспариваемого акта.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил.

16.06.2006 Министерством потребительского рынка и услуг Московской области Распоряжением N 3-Р утвержден Порядок установления на территории Московской области организациям розничной торговли круглосуточной розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (далее - Порядок).

В соответствии с п. 5 Порядка при определении организации для установления ей права круглосуточной розничной продажи должно учитываться:

5.1. Наличие в городском поселении торговых объектов с круглосуточной розничной продажей из расчета не более одного объекта на 20 тыс. населения, но не менее 1 торгового объекта с круглосуточной розничной продажей.

5.2. Соответствие объекта розничной торговли требованиям, предъявляемым к современным торговым центрам (универсальный ассортимент товаров, стоянка для автомашин и т.д.).

5.3. Удаление объекта розничной торговли от жилых домов, от мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности на расстояние не менее 50 метров.

5.4. Наличие торгового зала площадью не менее 25 квадратных метров.

5.5. Отсутствие в течение шести месяцев до даты подачи заявления для получения права круглосуточной розничной продажи нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции на территории Московской области.

5.6. Соблюдение на объекте розничной торговли установленного Правительством Московской области рекомендуемого минимального ассортиментного перечня товаров, производимых в Московской области.

ООО “Найс“ просит признать п. 5 Порядка установления на территории Московской области организациям розничной торговли круглосуточной розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов
объема готовой продукции, утвержденного Распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области “Об утверждении Порядка установления на территории Московской области организациям розничной торговли круглосуточной розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции“ N 3-Р от 16.06.2006 не соответствующим ст. 16 Федерального закона РФ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ N 171-ФЗ от 22.11.1995, а также п. 3 Постановления Правительства Московской области “О мерах по выполнению законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ N 470/21 от 01.06.2006 и недействующим.

В обоснование требований заявитель ссылается на отсутствие у Министерства потребительского рынка и услуг Московской области полномочий по установлению порядка определения организаций или по установлению дополнительных требований к организациям, осуществляющим круглосуточную розничную продажу алкогольной продукции.

Арбитражный суд считает, что требования ООО “Найс“ подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

Из материалов дела усматривается, что заявитель имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции серия ЛМО N 0001680 сроком действия с 20.10.2005 по 20.10.2008 и 16.01.2007 обратился
в Администрацию г. Лобня с заявлением о разрешении продажи крепких алкогольных напитков после 23-00 в магазине, расположенном по адресу г. Лобня, ул. Авиационная, д. 14/16.

Администрация г. Лобня письмом N 25 от 01.02.2007 отказала заявителю в выдаче данного разрешения, ссылаясь на то, что вышеуказанный магазин не соответствует требованию об удалении объекта розничной торговли от жилых домов на расстояние не менее 50 метров, установленному Порядком установления на территории Московской области организациям розничной торговли круглосуточной розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, утвержденного Распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области N 3-Р от 16.06.2006.

При изложенных обстоятельствах, полагая, что его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности нарушены оспариваемым нормативным актом, заявитель правомерно обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке ст. 192 АПК РФ.

Оспариваемым пунктом Порядка установления на территории Московской области организациям розничной торговли круглосуточной розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции определен перечень условий, которым должна соответствовать организация для установления ей права круглосуточной розничной продажи продукции.

Однако, правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ установлены Федеральным законом РФ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ N 171-ФЗ от 22.11.1995.

Статья 16 указанного Федерального закона регулирует порядок поставки и розничной продажи алкогольной продукции, в том числе определяет возможность осуществления поставки и розничной продажи алкогольной продукции только организациями при наличии соответствующих лицензий, перечень организаций и мест, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, условия, которым должны соответствовать
организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (наличие у них стационарных торговых и складских помещений общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранной сигнализации, сейфов для хранения документов и денег, контрольно-кассовой техники).

Пунктом 3.1 данной статьи предоставлено право субъектам Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.

В целях реализации данного права Правительством Московской области 01.06.2006 принято Постановление “О мерах по выполнению законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ N 470/21, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 которого на территории Московской области с 1 июля 2006 г. розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции осуществляется не ранее 8.00 и не позднее 23.00.

Абз. 2 указанного пункта определено, что круглосуточная розничная продажа алкогольной продукции устанавливается Министерством потребительского рынка и услуг Московской области по согласованию с уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Московской области, на территории которых находится объект розничной торговли алкогольной продукцией.

Данное Постановление Правительства Московской области принято в соответствии с п. 3.1 ст. 16 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ N 171-ФЗ от 22.11.1995.

Т.о. и Федеральным законом и вышеуказанным Постановлением Правительства Московской области не предоставлено право Министерству потребительского рынка и услуг Московской области определять дополнительные критерии для организаций для установления им права круглосуточной розничной продажи алкогольной продукции.

Ссылка Министерства потребительского рынка и услуг Московской области в отзыве на заявление и в судебном заседании на то, что оспариваемые положения приняты
в пределах полномочий, предоставленных ему абз. 2 пункта 3 Постановления Правительства Московской области N 470/21 от 01.06.2006, не принимается арбитражным судом по следующим основаниям.

Данный абзац указанного пункта лишь содержит указание на то, что круглосуточная розничная продажа алкогольной продукции устанавливается Министерством потребительского рынка и услуг Московской области по согласованию с уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Московской области, на территории которых находится объект розничной торговли алкогольной продукцией.

Данному положению соответствуют пункты 3 и 4 Порядка установления на территории Московской области организациям розничной торговли круглосуточной розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, которые заявителем не оспариваются.

Полномочий по определению заинтересованным лицом критериев для определения организаций для установления им права круглосуточной продажи указанное Постановление не содержит.

Кроме того, полномочия субъекта РФ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определены ст. 6 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ N 171-ФЗ от 22.11.1995, а в области поставки и розничной продажи алкогольной продукции также ст. 16 указанного Федерального закона, которая предоставляет субъекту РФ лишь право устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции и требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала.

Т.о. определение дополнительных критериев для осуществления круглосуточной розничной продажи алкогольной продукции к компетенции субъекта РФ не относится.

При изложенных обстоятельствах арбитражный суд считает, что оспариваемый заявителем п. 5 Порядка установления на территории Московской области организациям розничной торговли круглосуточной розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, утвержденного Распоряжением Министерства потребительского рынка и
услуг Московской области N 3-р от 16.06.2006 подлежит признанию недействующим как не соответствующий требованиям ст. 16 Федерального закона РФ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ N 171-ФЗ от 22.11.1995 и п. 3 Постановления Правительства Московской области N 470/21 от 01.06.2006 “О мерах по выполнению законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“, и нарушающий права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Руководствуясь ст. ст. 104, 195, 196 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

заявление ООО “Найс“ удовлетворить.

Признать п. 5 Порядка установления на территории Московской области организациям розничной торговли круглосуточной розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, утвержденного Распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области N 3-р от 16.06.2006 не соответствующим ст. 16 Федерального закона РФ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ N 171-ФЗ от 22.11.1995 и п. 3 Постановления Правительства Московской области N 470/21 от 01.06.2006 “О мерах по выполнению законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ и недействующим.

Возвратить ООО “Найс“ из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную платежным поручением N 148 от 01.03.2007.

Решение вступает в силу немедленно после его принятия.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления его в законную силу.