Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.08.2007 по делу N А40-28881/07-107-161 Суммы оплаты, произведенной работодателем за проживание иногородних рабочих в гостинице-общежитии, являются выплатами работникам компенсации, связанной с осуществлением ими своих трудовых обязанностей, и в соответствии со статьей 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН и с указанных сумм не уплачиваются взносы на обязательное пенсионное страхование.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 августа 2007 г. по делу N А40-28881/07-107-161

Резолютивная часть решения объявлена 8 августа 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 15 августа 2007 года.

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Л., единолично, при ведении протокола судебного заседания судьей Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Управление социальной защиты населения района Внуково г. Москвы к ИФНС России N 32 по г. Москве о признании недействительным решения N 436 от 10.01.2007 г. в части, при участии представителя заявителя: С., дов. N 257 от 10.07.2007 г., удостоверение N 32623, Г., дов. N 258 от 10.07.2007 г., удостоверение N
46762, представителя заинтересованного лица: П., дов. от 05.03.2007 г., удостоверение УР N 003526 от 30.05.2005 г.,

установил:

Управление социальной защиты населения района Внуково г. Москвы (УСЗН района Внуково) обратилось в суд с требованием (с учетом уточнения, л.д. 109) о признании недействительным решения N 436 от 10.01.2007 г. об отказе в привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в части пунктов 2, 3, 4 резолютивной части решения.

Суд протокольным определением от 08.08.2007 г. (л.д. 116) восстановил пропущенный срок на подачу заявления о признании недействительным решения N 436 от 10.01.2007 г. (заявление подано в суд 14.06.2007 г., л.д. 2), в связи с признанием причины пропуска срока уважительной на основании пункта 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленных требований по доводам отзыва 10.07.2007 г. (л.д. 46 - 49), уточненного отзыва от 07.08.2007 г. N 05-17/9868 (л.д. 111 - 114).

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав и оценив, имеющиеся в деле документы, суд пришел к выводу об обоснованности требований УСЗН района Внуково по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела ИФНС России N 32 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган) в отношении УСЗН района Внуково (далее - заявитель, налогоплательщик, страхователь) проводилась камеральная налоговая проверка расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 9 месяцев 2006 года, по результатам которой вынесено решение N 436 от 10.01.2007 г. (л.д. 9 - 18).

Указанным решением налоговый орган: отказал в привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательств об обязательном
пенсионном страховании (пункт 1), доначислил авансовые платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее - авансовые платежи по страховым взносам) в размере 42 389 руб. (пункт 2), уменьшил авансовые платежи по страховым взносам на 732 руб. (пункт 3), предложил уплатить суммы неуплаченных страховых взносов в размере 42 389 руб., внести необходимые исправления в бухгалтерский учет (пункт 4).

Заявитель не обжалует решение N 436 от 10.01.2007 г. в части отказа в привлечении к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании (пункт 1), в связи с чем суд исследует законность и обоснованность оспариваемого решения только в части доначисления (уменьшения) страховых взносов, предложения их уплатить и внести необходимых исправлений в бухгалтерский учет (пункт 2, 3, 4).

Судом установлено, что заявитель представил в Инспекцию расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 9 месяцев 2006 года (далее - расчет авансовых платежей по страховым взносам), в котором указал: налоговую базу (суммы выплат физическим лицам - работникам страхователя) за 9 месяцев 2006 года - 2 078 466 руб. (строка 0100), сумму начисленных авансовых платежей - 287 357 руб. (строка 0200).

Согласно статье 10 Федерального закона от 15.12.201 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 “Единый социальный налог“ Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база, отраженная в расчете авансовых платежей по страховым взносам (строка 0100) в размере 2 078
466 руб. соответствует налоговой базе, отраженной в строке 0100 расчета авансовых платежей по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам (далее - расчет авансовых платежей по ЕСН) за 9 месяцев 2006 года (л.д. 59 - 70), при этом, в строке 1100 расчета авансовых платежей по ЕСН указаны суммы не подлежащие налогообложению за отчетный период в соответствии со статьей 238 НК РФ - 413 960 руб.

На требование о представлении документов N 7692 от 18.12.2006 г. (л.д. 56) заявитель представил расшифровку строки 1100 расчета (л.д. 58) и документы подтверждающие обоснованность не включения сумм выплат в налоговую базу по ЕСН на основании статьи 238 НК РФ.

Согласно представленного расчета (л.д. 58) расшифровки строки 1100 расчета авансовых платежей по ЕСН за 9 месяцев 2006 года сумма не подлежащая налогообложению в размере 413 959 руб. состоит из выплаченных государственным служащим компенсаций за неиспользованное санаторно-курортное лечение в размере 316 068,2 руб., материальную помощь к отпуску в размере 30 000 руб., выплат по больничным листам из фонда оплаты труда - 2 928,56 руб., выплата по больничным листам за счет средств Фонда социального страхования - 64 963,02 руб.

В отношении выплаченных компенсаций за неиспользованное санаторно-курортное лечение в размере 316 068,2 руб. судом установлено следующее.

Заявитель во исполнение постановления Правительства города Москвы N 76-ПП от 07.02.2005 г., приказа Департамента социальной защиты населения г. Москвы N 194к от 26.02.2006 г. (л.д. 26) “О размерах компенсации за неиспользованные санаторно-курортные путевки и возмещение расходов по проезду к месту отдыха и обратно государственным гражданским служащим города Москвы“ выплатил за 9 месяцев 2006 года компенсации
за неиспользованные санаторно-курортные путевки работникам на основании их заявлений, по платежным поручениям (л.д. 71 - 103) на сумму 316 068,2 руб. по списку (л.д. 104 - 105), не включив указанную сумму выплат в налоговую базу по ЕСН на основании статьи 238 НК РФ и соответственно исключив из налоговой базы по страховым взносам на основании статьи 10 Федерального закона N 167-ФЗ.

Налоговый орган в оспариваемом решении посчитал неправомерным не включение в налоговую базу по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование доходы физических лиц - государственных служащих заявителя, полученных в виде денежных выплат за неиспользованные санаторно-курортные путевки за 9 месяцев 2006 году, что повлекло занижение налогоплательщиком налоговой базы и неуплату страховых взносов.

В обоснование включения указанных выплат в состав налоговой базы по страховым взносам налоговый орган указывает, что денежные выплаты за неиспользованные санаторно-курортные путевки, полученные государственными служащими в полугодии 2006 году не являются компенсационными выплатами, указанными в статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), не носят характер возмещения затрат работникам заявителя, связанных с исполнением трудовых обязанностей, в связи с чем указанные выплаты подлежат включению в налоговую базу по ЕСН и страховым взносам в общеустановленном порядке.

Суд, рассмотрев доводы Инспекции, учитывая возражения заявителя и представленные документы, не принимает их по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

НК РФ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей,
следовательно, в силу подпункта 1 статьи 11 НК РФ этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.

Трудовой кодекс Российской Федерации выделяет два вида компенсационных выплат.

Первый вид компенсационных выплат установлен статьей 164 ТК РФ, согласно которой под компенсациями понимаются денежные выплаты установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работникам в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, в связи с чем в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежит налогообложению ЕСН и соответственно страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование (статья 10 Федерального закона N 167-ФЗ).

Второй вид компенсационных выплат установлен в статье 129 ТК РФ, согласно которой заработная плата работника состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера (премии, поощрения, выплаты за вредные условия труда, и другие). При этом, компенсации в смысле статьи 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей, в связи с чем указанные выплаты подлежат налогообложению по ЕСН, страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Согласно статье 165 ТК РФ к первому виду компенсационных выплат, помимо общих гарантий и компенсаций, установленных ТК РФ относятся гарантии и компенсации, в случае исполнения государственных или общественных обязанностей, а также в других случаях предусмотренных иными федеральными законами.

Федеральным законом от 31.07.1995 г. N 119-ФЗ “Об основах государственной службы в Российской Федерации“ (действующем до 01.02.2005 г.) и Федеральным законом от
27.07.2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации“ (действующем после 01.02.2005 г.) установлено, что законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации государственным служащим этого субъекта Российской Федерации могут предоставляться иные гарантии и компенсации, чем установленные настоящими Федеральными законами.

Законом г. Москвы от 26.01.2005 г. N 3 “О государственной гражданской службе города Москвы“ установлена такая дополнительная гарантия в виде обязательного представления государственному служащему города Москвы ежегодной бесплатной или льготной санаторно-курортной путевки или выплаты ему компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку.

Размер получения государственными служащими г. Москвы компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку и возмещение расходов по проезду к месту отдыха и обратно установлен постановлением Правительства г. Москвы от 07.02.2005 г. N 76-ПП “О размерах компенсации за неиспользованные санаторно-курортные путевки и возмещение расходов по проезду к месту отдыха и обратно государственным гражданским служащим города Москвы“.

Согласно приказу Комитета социальной защиты населения Москвы от 28.08.1996 г. N 181 (л.д. 37 - 38) УСЗН района Внуково города Москвы является территориальным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (город Москва), осуществляющее государственную политику в области социальной защиты населения, его работники относятся к государственным служащим города Москвы.

Из анализа приведенных норм следует, что ежегодные выплаты государственным служащим г. Москвы, к которым относятся и работники УСЗН района Внуково, за неиспользованные санаторно-курортные путевки установлены законодательными актами субъекта Российской Федерации (г. Москва) в соответствии с положениями федерального законодательства о государственной службе, являются компенсационными выплатами, соответствующими статьям 164, 165 ТК РФ и не подлежащими налогообложению ЕСН на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование
(статья 10 Федерального закона N 167-ФЗ).

Довод налогового органа о не связанности выплаты государственному служащему г. Москвы за неиспользованную путевку с его трудовыми обязанностями не принимается судом, поскольку предоставление ежегодной санаторно-курортной путевки государственному служащему г. Москвы является его гарантией, а выплаты за не использование этой путевки - компенсацией, направленной на восполнением государственному служащему его затрат, связанных с исполнением служебных обязанностей, учитывая условия труда и ненормированный рабочий день.

Вывод суда о правомерном исключении компенсационных выплат на санаторно-курортное лечение, произведенных государственными служащими города Москвы из налоговой базы по ЕСН, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование соответствует позиции Федерального арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлениях N КА-А40/4041-07 от 21.06.2007 г., КА-А40/281-07 от 09.03.2007 г., КА-А40/396-07 от 12.02.2007 г., КА-А40/13949-06-П от 01.02.2007 г. и других постановлениях, принятых в 2005 - 2006 году.

Таким образом, судом установлено, что компенсационные выплаты, произведенные заявителем своим работникам за неиспользованные ежегодные путевки на санаторно-курортное лечение за 9 месяцев 2006 год в размере 316 068,2 руб. не подлежат налогообложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ, статьи 10 Федерального закона N 167-ФЗ, в связи с чем решение N 436 от 10.01.2007 г. об отказе в привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в части доначисления авансовых платежей по страховым взносам в размере 42 389 руб., уменьшения авансовых платежей по страховым взносам на 732 руб., предложения уплатить суммы неуплаченных страховых взносов в размере 42 389 руб., внести необходимые исправления в бухгалтерский учет (пункты 2, 3, 4) является незаконным, противоречащим статье
238 НК РФ, статье 10 Федерального закона N 167-ФЗ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации и статьями 110, 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать недействительным решение N 436 от 10.01.2007 г. об отказе в привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в части пунктов 2, 3, 4 резолютивной части решения, как не соответствующее статьям 238 НК РФ, Федеральному закону от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.