Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.08.2007 по делу N А40-70201/06-61-557 Исковые требования о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду удовлетворены, поскольку хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 1 августа 2007 г. по делу N А40-70201/06-61-557

Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2007 г.

Полный текст решения изготовлен 01 августа 2007 г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего: З. /единолично/.

При ведении протокола судебного заседания секретарем Ю.

рассмотрел в судебном заседании дело по иску Московское МТУ Ростехнадзора

к МГУП “Мосводоканал“

о взыскании 152 058 368 руб. 87 коп.

при участии

от истца - П. по доверенности от 15.08.06 г.

от ответчика - Б. по доверенности N 30-Д-юр от 01.01.07 г., Е. по доверенности N 60-юр от 01.01.07 г.

установил:

Московское МТУ Ростехнадзора обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к МГУП “Мосводоканал“ о взыскании в доход
федерального бюджета 152 058 368 руб. 87 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2005 год.

Истец в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Ответчик в судебном заседании заявил ходатайство о приостановлении производства по делу.

Истец возражает.

Ходатайство судом рассмотрено и отклонено протокольным определением.

Ответчик заявленные исковые требования не признал, ссылаясь на то, что оплата осуществлялась с применением льготы, установленной Распоряжением Мэра Москвы от 25.05.2001 г. N 521-РМ “Об утверждении Рекомендаций о порядке исчисления и взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунального водоотведения г. Москвы“. Льгота по оплате за негативное воздействие на окружающую среду Мэром Москвы установлена на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. N 632 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“ и Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 г. N 1310 “О взимании платы за сброс сточных вод и загрязнения окружающих веществ в системы канализации населенных пунктов“.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Московское МТУ Ростехнадзора, действующее на основании Положения от 26.05.2006 г. N 488, Постановления Правительства от 30.07.2004 г. N 401 “О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору“, осуществляет в соответствии с законами Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей за негативное воздействие на окружающую среду в федеральный бюджет (ст. 6 ФЗ РФ от 23.12.2004 г. N 173-ФЗ “О
федеральном бюджете на 2005 год“, ст. 1, ч. 3 ст. 2 ФЗ РФ от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“).

Статьей 3 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В части 1 статьи 16 указанного Федерального закона установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Часть 2 указанной статьи определяет виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.

Постановлениями Правительства РФ от 28.08.1992 г. N 632, от 12.06.2003 г. N 344 установлен порядок и предельные размеры платы за загрязнение окружающей среды.

В соответствии с расчетами, согласованными в установленном порядке Управлением по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по городу Москве, правопреемником которого является Московское МТУ Ростехнадзора, задолженность МГУП “Мосводоканал“ за фактическое загрязнение окружающей среды в 2005 г. составляет: за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников - 157 301,22 руб.; за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от передвижных источников - 61 609,74 руб.; за размещение отходов - 14 147 925,50 руб.; за сбросы загрязняющих веществ 197 796 921,00 руб. Итого сумма задолженности составляет 212 163 757,46 руб.

По данным Управления Федерального казначейства, представленным в реестре кредитовых платежных документов, МГУП “Мосводоканал“
была проведена частичная оплата: платежными поручениями N 1147 от 29.03.2005 г. - 3 211 682,00 руб., N 1166 от 30.03.2005 г. - 6 811 192,00 руб., N 1167 от 31.03.2005 г. - 6 811 191,00 руб., N 1808 от 06.05.2005 г. - 295 000,00 руб., N 1855 от 13.05.2005 г. - 846 600,00 руб., N 2060 от 25.05.2005 г. - 7 000 000,00 руб., N 2642 от 23.06.2005 г. - 3 770 000,00 руб., N 2620 от 22.06.2005 г. - 10 000 000,00 руб., N 223 от 30.09.2005 г. - 13 671 405,59 руб., N 689 от 29.12.2005 г. - 10 900 000,00 руб. на общую сумму 60 105 388 руб. 59 коп.

Таким образом, задолженность по оплате за загрязнение окружающей среды в 2005 г. составила 152 058 368 руб. 87 коп.

Ссылка ответчика на Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. N 632 является несостоятельной, поскольку применить норму по снижению размера платы или освобождению от нее, возможно только по отношению к отдельным организациям социальной и культурной сферы, а также организациям, финансируемым из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 14.11.2002 “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ имеет N 161-ФЗ, а не N 61-ФЗ.

МГУП “Мосводоканал“ является государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения. Федеральным законом РФ от 14.11.2002 г. N 61-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ установлено, что унитарные предприятия являются коммерческими организациями, а согласно ст. 50 ГК основной целью их деятельности является извлечение прибыли.

Организации финансируемые из бюджетов - это бюджетные
организации, созданные для осуществления функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из бюджетов на основе сметы доходов и расходов. При этом унитарное предприятие должно быть наделено собственником имуществом на праве оперативного управления (ст. 161 БК РФ).

Отсюда следует, что применение льготы по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возможно при наличии перечисленных условий.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду является одним из основных источников дохода федерального бюджета и в соответствии с Федеральным законом РФ от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ имеет соответствующий группировочный код бюджетной классификации.

Администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду 1 осуществлению функций по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет в соответствии с Федеральным законом РФ от 23.12.2004 г. N 173-ФЗ “О федеральном бюджете на 2005 год“ является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Свою деятельность Ростехнадзор осуществляет через свои территориальные органы (п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 г.).

Таким образом, в силу Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“, возмещение ущерба окружающей среде хозяйственной и иной деятельностью, затраты на восстановление окружающей среды, обеспечиваются внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду. Перечисление платы в полном объеме в федеральный бюджет обеспечивает упорядочение и сопоставимость, сравнимость показателей доходной и расходной частей бюджетов всех уровней в части возмещения ущерба нанесенного окружающей среде и затрат на ее восстановление.

Руководствуясь ст. ст. 110, 123, 167 - 171 АПК РФ, суд,

решил:

взыскать с МГУП
“Мосводоканал“ в доход в федерального бюджета задолженность 152 058 368 руб. 87 коп., расходы по госпошлине 100 000 руб.

Данное решение может быть обжаловано в месячный срок с момента принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.