Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.07.2007 по делу N А40-22292/07-2-101 Заявление о признании недействительным отказа государственного органа в выкупе арендуемого помещения удовлетворено, поскольку требования законодательства о приватизации заявителем были выполнены, о чем свидетельствует его обращение в установленный срок с заявлением о выкупе данного помещения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 июля 2007 г. по делу N А40-22292/07-2-101

Резолютивная часть объявлена 10 июля 2007 г.

Решение изготовлено в полном объеме 16 июля 2007 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Судьи М.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению ЗАО “Аптека N 347 “Надежда“

к Управлению приватизации ДИГМ; ДИГМ

о признании незаконным отказа в выкупе арендованного помещения

в заседании приняли участие:

от заявителя: К. - дов. б/н от 22.06.2007 г.; Л. - дов. б/н от 25.04.2007 г.

от ответчиков (Управления приватизации ДИГМ; ДИГМ): Т. - дов. N Д-07/3580 от 15.01.2007 г.

установил:

ЗАО “Аптека N 347 “Надежда“ обратилось в Арбитражный суд г.
Москвы с заявлением, в котором просит признать недействительным отказ Управления приватизации Департамента имущества г. Москвы в выкупе арендуемого помещения, оформленный письмом за подписью 1-го заместителя руководителя Департамента П. N 07/3652 от 12.02.2007 г.; обязать Департамент имущества г. Москвы рассмотреть в установленном порядке вопрос о праве выкупа арендуемого ЗАО “Аптека N 347 “Надежда“ помещения по адресу: 117465, г. Москва, ул. Генерала Тюленева, д. 41а.

Департамент имущества по г. Москве по заявлению возражает по следующим основаниям.

Ответчиком по заявленным ЗАО “Аптека N 347 “Надежда“ требованиям является Управление приватизации Департамента имущества г. Москвы. Управление приватизации является структурным подразделением Департамента, не обладающим правами юридического лица и осуществляющим свою деятельность в соответствии с утвержденным Руководителем Регламентом.

Письмо от 12.02.2007 г. N 07/3652, на которое ссылается заявитель, является информационным сообщением, в котором имеется ссылка на вступление в силу нового Закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“ от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ (далее - Закон о приватизации), не является отказом в приватизации, а лишь информирует заявителя о том, что приватизация не может быть осуществлена путем выкупа арендованного имущества. Данное письмо информирует заявителя об ограничениях Закона о приватизации в отношении способов приватизации нежилых помещений. В связи с чем, ЗАО “Аптека N 347 “Надежда“ имеет право на приватизацию арендованного имущества, но лишь способами, предусмотренными ст. 13 Закона о приватизации от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с Положением “О Городской комиссии по приватизации имущества г. Москвы“, утвержденным распоряжением Департамента имущества г. Москвы от 19.12.2006 г. N 3966-р, решение об отказе в приватизации может быть принято только на Городской комиссии по приватизации,
которое является основанием для издания распоряжения - ненормативного акта государственного органа, влекущего за собой правовые последствия для граждан и юридических лиц.

Таким образом, письмо, на которое ссылается Заявитель, не является отказом Обществу в приватизации, а информирует последнего о том, что вступил в силу новый Закон о приватизации, регулирующий порядок приватизации государственного и муниципального имущества.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Письмом N 07/3652 от 12.02.2007 г., Управление приватизации Департамента имущества г. Москвы рассмотрев обращение ЗАО “Аптека N 347 “Надежда“ вх. N 1809/07 от 17.01.2007 г. о выкупе арендуемого помещения, расположенного по адресу: ул. Генерала Тюленева, д. 41а, сообщило ЗАО, что с даты вступления в законную силу 27.04.2002 г. действующего ФЗ от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“, продажа государственного и муниципального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Законом, за исключением случаев, если до указанной даты размещено в установленном порядке информационное сообщение или иным образом направлена оферта для заключения сделки приватизации государственного и муниципального имущества. Поданное ЗАО “Аптека N 347 “Надежда“ 18.04.2002 г. вх. N 00-15803/02 заявление без предоставления документов на приватизацию о выкупе помещений по вышеуказанному адресу офертой не являлось. Необходимые документы по выкупу нежилого помещения были переданы обществом только 05.06.2002 г. вх. N 00-23134/02, то есть после вступления в силу Закона о приватизации N 178-ФЗ. Выкуп нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Генерала Тюленева, д. 41а, не представляется возможным.

Управление также указало, что приватизация объектов нежилого фонда осуществляется на основании согласованных с префектурами
административных округов перечням нежилых помещений, подлежащих продаже на аукционе в планируемом полугодии. Для рассмотрения возможности включения арендуемого помещения в план продажи объектов нежилого фонда ЗАО “Аптека N 347 “Надежда“ следует обратиться в Юго-западное территориальное агентство Департамента.

Оспаривая отказ Управления приватизации ДИГМ, заявитель ссылается на нарушение ответчиком права, предоставленного Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, ФЗ от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ ЗАО “Аптека N 347 “Надежда“ в сфере предпринимательской деятельности, а именно: право на участие в приватизации государственного и муниципального имущества; право свободного распоряжения по своему усмотрению правами, предоставленными Законом; право на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности; право распоряжаться имуществом, находящимся в собственности; свободу предпринимательской деятельности, осуществляемой на свой риск в своем интересе; право рассчитывать на получение прибыли, соответствующей совершенным имущественным, временным, интеллектуальным, трудовым и прочим затратам.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд считает, что оспариваемое письмо, подписанного 1-м заместителем руководителя ДИГМ, содержит по существу решение об отказе в приватизации арендованного помещения.

Из текста письма от 12.02.2007 г. не следует, что вопрос
о принятии решения в соответствии с распоряжением ДИГМ N 3966-р от 19.12.2006 г. должен быть рассмотрен городской комиссией по приватизации имущества г. Москвы.

Поскольку оспариваемое письмо обладает необходимыми признаками решения госоргана об отказе в выкупе арендуемого объекта недвижимости, суд рассматривает данный спор в соответствии с положениями гл. 24 АПК РФ.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“, одним из способов приватизации является выкуп арендованного имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 26 данного Закона, приватизация сданного в аренду на основании договора аренды с правом выкупа, который был заключен до вступления в силу Закона Российской Федерации “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации“, имущества государственного или муниципального унитарного предприятия осуществляется на основании заявления арендатора такого имущества в соответствии с договором аренды с правом выкупа, если размер выкупа, сроки и порядок его внесения, а также иные условия установлены указанным договором.

В иных случаях, то есть при отсутствии договора аренды с правом выкупа, заключенного до вступления в силу Закона Российской Федерации “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации“, арендатор имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, признанный покупателем
в соответствии со ст. 9 настоящего Федерального закона, может приобрести такое имущество в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также соответственно программой приватизации и программами приватизации субъектов Российской Федерации.

В п. п. 2.6, 5.14.6 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2284, п. 4.5 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.1994 N 1535, определен круг лиц, имеющих право на приобретение в собственность сданных в аренду объектов недвижимого имущества.

В соответствии с п. 4.5 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года право на приобретение в собственность сданных в аренду зданий, строений, сооружений, помещений, в том числе встроенно-пристроенных нежилых помещений в жилых домах, находящихся в аренде или фактическом владении, пользовании этих предприятий в процессе их уставной деятельности, предоставляются: физическим и юридическим лицам, ставшим собственниками приватизированных государственных (муниципальных) предприятий или государственного (муниципального) имущества, ранее сданного в аренду, в результате выкупа последнего; акционерным обществом открытого типа, созданным путем преобразования государственных и муниципальных предприятий в процессе приватизации, после продажи в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о приватизации, не менее 75 процентов акций; гражданам и их объединениям, осуществляющим предпринимательскую деятельность, в том числе товариществам, акционерным обществам, созданным в порядке приведения организационно-правовой формы добровольных объединений государственных и муниципальных предприятий в соответствие с разделом II Указа Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества“, не
более 25 процентов уставного капитала которых находится в государственной и (или) муниципальной собственности, в случае если договор аренды был заключен ими на основании конкурса или аукциона объектов нежилого фонда.

Таким образом, круг субъектов, обладающих правом на приватизацию государственного или муниципального имущества таким способом, как выкуп арендованного имущества в соответствии с договором аренды, ограничен лицами (арендаторами), заключившими договор аренды до вступления в силу Закона Российской Федерации “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации“ от 03.07.1991 N 1531-1, а также организациями, созданными в процессе приватизации.

ЗАО “Аптека N 347 “Надежда“, согласно п. 1.3 Устава, создано в результате изменения типа Открытого акционерного общества “Аптека N 347 “Надежда“ и является его полным правопреемником.

14.11.2001 г. между ДИГМ и ОАО “Аптека N 347 “Надежда“ заключен договор аренды на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Генерала Тюленева, д. 41а, для использования под аптеку.

Срок действия договора установлен по 30.09.2015 г. Договор зарегистрирован 23.05.2002 г. за N 77-01 /06-008/200202484.

Основаниями для заключения договора аренды явились: договор аренды N 7-378/98 от 08.06.1998 г.; распоряжение ДИГМ N 4474-р от 24.11.2000 г.; протокол N 10 от 01.11.2001 г.

Ранее, распоряжением ДИГМ (л.д. 66) N 4474-р от 24.11.2000 г. определено: утвердить план приватизации и акты оценки стоимости имущественного комплекса аптеки N 347 Муниципального предприятия “Надежда“. Преобразовать аптеку N 347 Муниципального предприятия “Надежда“ в ОАО “Аптека N 347 “Надежда“; утвердить устав и уставный капитал ЗАО “Аптека N 347 “Надежда“ в размере 206 831 руб. на 01.01.2000 г. Считать ОАО “Аптека N 347 “Надежда“ правопреемником прав и обязанностей аптеки N 347 Муниципального предприятия “Надежда“.

Распоряжением ДИГМ
(л.д. 69) N 5334-р от 28.12.2001 г. установлено: внести изменение в распоряжение Департамента от 24.11.2000 г. N 4474-р “О приватизации аптеки N 347 Муниципального предприятия “Надежда“; изложить п. 14 распоряжения в следующей редакции: “14. Юго-Западному территориальному агентству Департамента переоформить договор на аренду нежилых помещений сроком на 15 лет с правом выкупа общей площадью 489 кв. м по адресу: ул. Генерала Тюленева, д. 41а“. Дополнить распоряжение п. 15 следующего содержания: при заключении договора купли-продажи нежилых помещений внести в особые условия договора обременения по сохранению профиля использования помещений в течение 49 лет.

18.04.2002 г. ДИГМ и ЮЗТА ДИГМ принято от ОАО “Аптека N 347 “Надежда“ заявление, в котором ОАО просило включить на рассмотрение межведомственной комиссии по продаже недвижимости вопрос о приобретении в собственность помещения по адресу: г. Москва, ул. Генерала Тюленева, д. 41а, арендуемого ОАО “Аптека N 347 “Надежда“ в соответствии с договором аренды N 7-398/98 от 06.06.1998 г., поскольку распоряжение ДИГМ N 4474-р от 24.11.2000 г. оговаривает право аренды помещения на 15 лет с правом выкупа, также было указано, что необходимый пакет документов будет представлен в установленном порядке.

Как следует из материалов, представленных ЗАО “Аптека N 347 “Надежда“ 05.06.2002 г. вх. N 23134/02, ДИГМ получен от ЗАО “Аптека N 347 “Надежда“ дополнительно пакет документов (л.д. 7) для оформления права выкупа арендуемого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Генерала Тюленева, д. 41а.

Штамп ДИГМ от 05.06.2002 г. свидетельствует о получении от ЗАО “Аптека N 347 “Надежда“ документов, согласно перечисленному перечню на 61 листе (л.д. 73).

29.12.2006 г. ЗАО “Аптека N 347 “Надежда“ вновь обратилось в
ДИГМ с заявлением, в котором просило ДИГМ выступить гарантом исполнения ранее принятых распоряжений ДИГМ и заключить сделку по купле-продаже помещения в соответствии со ст. 17 ФЗ от 21.07.1997 г. N 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“, с учетом переходных положений ст. 43 ФЗ N 178-ФЗ от 21.12.2001 г.

На письмо заявителя от 29.12.2006 г. поступил ответ - решение об отказе, оформленное письмом за N 07/3652 от 12.02.2007 г. за подписью 1-го заместителя руководителя ДИГМ.

В соответствии со ст. 43 ФЗ N 178-ФЗ, с даты вступления в силу настоящего Федерального закона продажа государственного и муниципального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, если до указанной даты размещено в установленном порядке информационное сообщение или иным образом направлена оферта для заключения сделки приватизации государственного или муниципального имущества. В этих случаях сделки на основании такого информационного сообщения или оферты должны заключаться в соответствии с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации о приватизации. В случае заключения договора аренды с правом выкупа до вступления в силу настоящего Федерального закона выкуп государственного и муниципального имущества осуществляется на основании заявления арендатора такого имущества в: сроки, установленные договором аренды с правом выкупа, если в нем содержатся условия о размере выкупа, сроках и порядке его внесения; в течение шести месяцев с даты вступления в силу настоящего Федерального закона, если договор аренды с правом выкупа не содержит условий о размере выкупа, сроках и порядке его уплаты посредством внесения арендуемого государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества,
созданного совместно с арендатором с предоставлением последнему права первоочередного приобретения акций указанного общества, если рыночная стоимость арендованного имущества на дату подачи заявления составляет свыше 10 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. Порядок определения стоимости указанных акций, сроки и порядок их оплаты определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом; заключения дополнительного соглашения, предусматривающего условия о размере выкупа, сроках и порядке его внесения, если рыночная стоимость арендуемого имущества на дату подачи заявления составляет 10 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда и ниже. В случае, если по истечении сроков, установленных договором или настоящим пунктом, не поступит заявление арендатора, нереализованные положения таких договоров о выкупе утрачивают силу.

ЗАО “Аптека N 347 “Надежда“ выполнены требования законодательства о приватизации, о чем свидетельствует обращение в установленный срок заявителя в ДИГМ с заявлением о выкупе арендуемого помещения.

Договор аренды должен был быть заключен с заявителем до вступления в силу ФЗ от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“, однако, по вине продавца договорные отношения своевременно оформлены не были.

При изложенных обстоятельствах, требования заявителя признаются судом правомерными и обоснованными.

В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, в целях устранения допущенных ДИГМ нарушений законных прав и интересов заявителя, суд считает необходимым обязать ответчика рассмотреть в установленном порядке вопрос о праве выкупа арендуемого ЗАО “Аптека N 347 “Надежда“ помещения по адресу: 117465, г. Москва, ул. Генерала Тюленева, д. 41а.

В отношении ответчика - Управления приватизации ДИГМ, производство по делу подлежит прекращению, поскольку в силу действия Положения об Управлении приватизации ДИГМ, утвержденного руководителем ДИГМ, Управление является структурным подразделением Департамента имущества г. Москвы и не вправе выступать самостоятельно в арбитражном процессе согласно ст. ст. 48, 49, 55 ГК РФ.

Расходы по государственной пошлине возлагаются на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

На основании ст. ст. 8, 12, 13, 48, 49, 55, 217 Гражданского кодекса РФ, ст. 43 ФЗ от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ и руководствуясь ст. ст. 64, 65, 71, 110, 167 - 170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

решил:

признать недействительным, незаконным отказ Управления приватизации Департамента имущества г. Москвы в выкупе арендуемого помещения, оформленный письмом за подписью 1-го заместителя руководителя Департамента П. N 07/3652 от 12.02.2007 г.

Обязать ДИГМ рассмотреть в установленном порядке вопрос о праве выкупа арендуемого ЗАО “Аптека N 347 “Надежда“ помещения по адресу: 117465, г. Москва, ул. Генерала Тюленева, д. 41а.

В отношении Управления приватизации ДИГМ - производство по делу прекратить.

Взыскать с ДИГМ в пользу ЗАО “Аптека N 347 “Надежда“ расходы по госпошлине 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый арбитражный апелляционный суд.