Решения и определения судов

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.08.2006 по делу N А29-2562/06А Требование об уплате пеней, начисленных на сумму реструктурированной задолженности, признано незаконным, поскольку решением о реструктуризации фактически изменены сроки уплаты образовавшейся недоимки за период, предшествующий принятию решения о реструктуризации.

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 22 августа 2006 г. Дело N А29-2562/06А“

(извлечение)

Второй арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Л., судей В., Д., при ведении протокола судебного заседания судьей Л., при участии в заседании представителя инспекции С. по доверенности от 01.06.2006, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции ФНС России на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.06.2006 по делу N А29-2562/06А, принятое судьей Б., по заявлению ОАО “Ш.“ к межрайонной ИФНС РФ о признании недействительным требования об уплате налога,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество “Ш.“ обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением
о признании недействительным требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы об уплате налога от 12.12.2005 N 580.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 13.06.2006 требования ОАО “Ш.“ удовлетворены частично: оспариваемое требование налогового органа признано недействительным в части обязанности уплаты пени в сумме 4073063 рублей 12 копеек. В удовлетворении остальной части требований заявителю отказано.

Межрайонная ИФНС России, не согласившись с решением суда от 13.06.2006 в части удовлетворенных требований, обратилась в суд с апелляционной жалобой. Заявитель жалобы считает, что судебный акт вынесен с нарушением норм материального права, а именно пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672. По его мнению, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 угледобывающим организациям предоставлено право на проведение реструктуризации задолженности по налогам и сборам, образовавшейся по состоянию на 01.07.2003, и задолженности по пеням, начисленным на указанную сумму задолженности по состоянию на 01.01.2005. Ввиду неисполнения Обществом обязанности по уплате налога на пользователей автомобильных дорог Инспекцией правомерно в соответствии с положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации произведено начисление пени за период с 05.07.2005 по 27.11.2005, при этом налоговым органом соблюден общий принцип взыскания недоимки и пени, установленный пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, так как меры принудительного взыскания недоимки по налогу предшествовали принятию мер принудительного взыскания в отношении пеней, начисленных на указанную задолженность по налогу на пользователей автомобильных дорог. В связи с этим заявитель жалобы просит отменить решение арбитражного суда. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в
апелляционной жалобе.

ОАО “Ш.“, надлежащим образом извещенное о месте и времени слушания дела, отзыв на апелляционную жалобу не представило, представителей в суд не направило.

На основании статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев в открытом судебном заседании в установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределах материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 “О реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 1 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 1 января 2005 года“ 28.11.2005 межрайонной ИФНС России было принято решение N 6 “О реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам“ ОАО “Ш.“, в том числе по налогу на пользователей автомобильных дорог.

12.12.2005 ОАО “Ш.“ налоговым органом направлено требование N 580 об уплате 4078339 рублей 46 копеек пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог, в том числе начисленных на сумму реструктуризированной задолженности по налогу в размере 65308334 рублей 30 копеек за период с 05.07.2005 по 27.11.2005, а также на сумму налога, начисленного по акту выездной налоговой проверки, в размере 62690 рублей за период с 01.03.2005 по 22.09.2005.

Не согласившись с указанным требованием, ОАО “Ш.“ обжаловало его в Арбитражный суд Республики Коми.

Удовлетворяя заявленные требования в части обязанности уплаты пени в
сумме 4073063 рублей 12 копеек, суд первой инстанции руководствовался постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672, статьями 45, 46, 57, 61, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 105 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пришел к выводу, что поскольку решением о реструктуризации фактически изменены сроки уплаты образовавшейся на 01.07.2003 недоимки, то невозможно и начисление пеней на эту сумму недоимки за период, предшествующий принятию решения о реструктуризации.

Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

В силу пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент должны выплатить пени.

В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно статье 61 Налогового кодекса Российской Федерации установленный законом срок уплаты налога и сбора может быть перенесен уполномоченными на то органами на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора и осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного
налогового кредита (пункты 3, 4 статьи 61 Налогового кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 предусмотрено проведение реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам и сборам, образовавшейся на 1 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 1 января 2005 года.

Реструктуризация задолженности, осуществляемая в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672, по своей сути является разновидностью рассрочки по уплате налога.

Согласно принятому на основании названного постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 межрайонной ИФНС России решению от 28.11.2005 N 6 о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам, ОАО “Ш.“ обязано погашать задолженность по налогу на пользователей автомобильных дорог путем равномерного (ежеквартального) внесения платежей в течение 2006 - 2010 годов.

Как видно из материалов дела, установлено в суде первой инстанции и не оспаривается сторонами, решение налогового органа от 28.11.2005 N 6 о реструктуризации задолженности ОАО “Ш.“ выполняется, сроки уплаты платежей, установленные графиком погашения задолженности, не нарушаются, решение о прекращении реструктуризации налоговым органом не принималось.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 со дня принятия решения о реструктуризации задолженности прекращается начисление пеней на сумму реструктуризируемой задолженности, а также приостанавливается применение мер принудительного взыскания в отношении этой задолженности.

Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что оспариваемое требование от 12.12.2005 N 580 содержит сумму пеней в размере 4073063 рублей 12 копеек, начисленную на задолженность ОАО
“Ш.“ по налогу на пользователей автомобильных дорог, образовавшуюся до 1 июля 2003 года, включенную в график погашения задолженности в соответствии с решением о реструктуризации от 28.11.2005 N 6 и не погашенную на момент выставления требования в связи с ненаступлением срока уплаты налогов и сборов, установленных графиком погашения задолженности, основания для применения мер принудительного взыскания которой у налогового органа отсутствуют.

Таким образом, требование от 12.12.2005 N 580 в части уплаты пеней в сумме 4073063 рублей 12 копеек вынесено налоговым органом с нарушением пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005, то есть после принятия решения о реструктуризации. Неисполнение требования от 12.12.2005 N 580 об уплате задолженности по пеням в соответствии со статьями 45, 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает применение мер принудительного исполнения обязанности по их уплате, что также не допустимо в силу пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672.

Кроме того, суд первой инстанции правомерно ссылается на пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку сумма налога на пользователей автомобильных дорог, за просрочку уплаты которой налоговым органом начислены пени в сумме 4073063 рублей 12 копеек, на момент вынесения требования от 12.12.2005 N 580 не уплачена ОАО “Ш.“ и в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке не взыскана, не предлагается к уплате одновременно с пенями, основания для ее принудительного взыскания отсутствуют.

При таких обстоятельствах требование от 12.12.2005 N 580 в части уплаты пеней в сумме 4073063 рублей 12 копеек правомерно признано судом первой инстанции недействительным.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не обязывает суд при составлении решения по делу определять налоговому
органу дальнейший порядок взыскания с Общества пеней. Уплата налогоплательщиком части реструктуризированной задолженности по налогам по графику погашения задолженности на момент принятия обжалуемого решения суда не может свидетельствовать о законности требования об уплате пеней, вынесенного по состоянию на 12.12.2005 при неуплате на указанный момент части реструктуризированной задолженности и ненаступлении срока ее уплаты согласно графику погашения задолженности.

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы отклоняются.

Второй арбитражный апелляционный суд считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции от 13.06.2006 в обжалуемой части не имеется, нарушений норм процессуального и материального права судом первой инстанции не допущено, решение суда отвечает требованиям действующего законодательства, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, следовательно, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.

Расходы по государственной пошлине следует отнести на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от ее уплаты, она взысканию с межрайонной ИФНС России не подлежит.

Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.06.2006 по делу N А29-2562/06А в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.