Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 11.12.2007 N Ф09-8941/07-С4 по делу N А71-1084/2007-А31 В удовлетворении заявления о признании незаконным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов судом правомерно отказано, поскольку в регистрирующий орган не представлены надлежащее заявление и документ об уплате госпошлины.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 декабря 2007 г. N Ф09-8941/07-С4

Дело N А71-1084/2007-А31

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе

председательствующего Кондратьевой Л.И.,

судей Азанова П.А., Дядченко Л.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Кристалл“ (далее - ООО “Кристалл“) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.04.2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2007 по делу N А71-1084/2007-А31 по заявлению ООО “Кристалл“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Удмуртской Республике (далее - регистрирующий орган) о признании незаконным решения налогового органа.

В судебном заседании принял участие представитель регистрирующего органа - Богданова А.А. (доверенность от 01.11.2007 N 4).

Лица, участвующие
в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, другие представители в судебное заседание не явились.

ООО “Кристалл“ обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к регистрирующему органу о признании незаконным решения регистрирующего органа от 20.12.2006 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.04.2007 (судья Коковихина Т.С.) в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2007 (судьи Глотова Г.И., Лихачева А.Н., Усцов Л.А.) решение суда оставлено в силе.

ООО “Кристалл“, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права (п. 2 ст. 4 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью“, ст. 54, 288, 671 Гражданского кодекса Российской Федерации) и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда отменить.

Как видно из материалов дела, ООО “Кристалл“ 14.12.2006 в связи с изменением адреса юридического лица представило в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц.

Регистрирующий орган решением от 20.12.2006 отказал в государственной регистрации изменений на основании п. 1 ст. 23 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ в связи с отсутствием заявления по форме N Р13001, документа об уплате госпошлины.

Полагая, что решение регистрирующего органа противоречит требованиям, установленным ст. 23 названного Закона, поскольку заявителем представлены все документы, предусмотренные ст. 17 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, ООО “Кристалл“ обратилось с заявлением в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды обеих инстанций исходили из того, что в регистрирующий орган не представлено надлежащего
заявления по форме N Р13001, документа об уплате госпошлины.

Выводы судов обеих инстанций соответствуют материалам дела и являются обоснованными в связи с нижеследующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; в заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.

Согласно абз. 3 ст. 1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации,
названного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Таким образом, при анализе представленных на регистрацию документов регистрирующий орган обязан учитывать требования иных федеральных законов.

В силу ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Заявителем может являться руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (ст. 9 указанного Закона).

Как видно из материалов дела, заявление направлено по почте; в заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представленном заявителем, прошито и пронумеровано только первые три листа, лист Б, содержащий сведения об адресе (местонахождении) юридического лица, являющийся составной частью заявления по форме N Р13001, не прошит, не пронумерован нотариусом, и подпись лица, расписавшегося на листе Б, нотариально не заверена.

Согласно п. 3, 4 “Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 подлинность подписи заявителя на заявлении, уведомлении и сообщении в обязательном порядке свидетельствуется нотариально.

Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в регистрирующий орган в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных названным
Федеральным законом, необходимых для государственной регистрации документов, или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (п. 1 ст. 23 названного Закона).

Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Федеральным законом “О государственной регистрации“ не предусмотрено, приведенный в ст. 23 перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Обязанность указания достоверной информации возложена законодателем на заявителя (подп. “а“ п. 1 ст. 17 названного Закона).

Вывод суда о том, что заявление об изменении местонахождения юридического лица (лист Б) подано с нарушением установленных требований, подпись заявителя не засвидетельствована нотариально, лист Б не прошит и не пронумерован нотариусом, является правильным. Из представленных в регистрирующий орган документов не следует, что лист Б подписан именно директором Саттаровой Р.Г. и что именно этот лист имеет отношение к заявлению о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Таким образом, полагать, что волеизъявление самого юридического лица направлено на изменение местонахождения, у суда оснований не имелось.

При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в признании незаконным решения регистрирующего органа от 20.12.2006 об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, вносимых в учредительные документы.

Доводы заявителей кассационной жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела отклоняются как не основанные на материалах дела и требованиях закона.

При принятии обжалуемых судебных актов судами исследованы все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

С учетом изложенного решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.04.2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2007 являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 287, 289
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.04.2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2007 по делу N А71-1084/2007-А31 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Кристалл“ - без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Кристалл“ в доход федерального бюджета 1000 руб. в уплату госпошлины по кассационной жалобе.

Председательствующий

КОНДРАТЬЕВА Л.И.

Судьи

АЗАНОВ П.А.

ДЯДЧЕНКО Л.В.