Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 04.12.2007 N Ф09-9983/07-С1 по делу N А34-2043/07 Дело по заявлению о признании недействующим постановления государственного органа об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии направлено на новое рассмотрение, поскольку судом при рассмотрении дела проверка постановления на предмет установления его соответствия имеющим большую юридическую силу Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке не осуществлялась.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 декабря 2007 г. N Ф09-9983/07-С1

Дело N А34-2043/07

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе

председательствующего Минина С.Д.,

судей Лукьянова В.А., Лимонова И.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива N 9 Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги (далее - кооператив) на решение Арбитражного суда Курганской области от 27.09.2007 по делу N А34-2043/07.

В судебном заседании приняли участие представители:

Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - Департамент) - Левицкая Т.Г. (доверенность от 13.07.2007 N 03/1105), Усачева Л.В. (доверенность от 18.01.2007 N 08/45);

открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ (далее - ОАО “РЖД“) в лице филиала “Южно-Уральская железная дорога“ - Денисова
И.А. (доверенность от 07.09.2006 N 6015 в порядке передоверия по доверенности от 24.01.2005 N 39-Д).

Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Кооператив обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействующим постановления Департамента от 10.11.2004 N 16-6 “Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии для потребителей ОАО “Российские железные дороги“ на территории города Кургана от “Курганской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения“ Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО “Российские железные дороги“ с 01.01.2005“ (далее - постановление Департамента от 10.11.2004 N 16-6).

Определением суда от 17.07.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО “РЖД“.

Решением суда от 27.09.2007 (резолютивная часть от 19.09.2007; судьи Зенченко Г.Н., Обабкова Н.А., Шестакова Л.П.) постановление Департамента от 10.11.2004 N 16-6 признано соответствующим Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“, Приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2 “Об утверждении методических указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке“.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, кооператив просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт о признании оспариваемого нормативного акта недействующим, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

Департамент и ОАО “РЖД“ в отзывах указали, что с
доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласны, просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, кооператив обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействующим постановления Департамента от 10.11.2004 N 16-6, поскольку оно не соответствует Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал в том числе на то, что при принятии Департаментом оспариваемого постановления от 10.11.2004 N 16-6 расчет тарифов правомерно произведен на основании Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 31.07.2002 N 49-Э/8.

Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовав материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи со следующим.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

В соответствии с п. 54 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“ расчет указанных тарифов (цен) осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной
службой по тарифам.

При рассмотрении данного дела суд пришел к выводу о том, Департаментом при расчете тарифа на тепловую энергию обоснованно использовались Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 31.07.2002 N 49-Э/8.

Вместе с тем Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти“ определен порядок вступления в силу и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

В силу п. 12 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке были утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2 и официально опубликованы в “Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти“ от 01.11.2004 N 44 и в “Российской газете“ от 02.11.2004 N 242.

Между тем, как следует из материалов дела, оспариваемое постановление Департамента было принято 10.11.2004 и вступило в силу после его официального опубликования в Курганской областной общественно-политической газете “Новый мир“ от 20.11.2004 N 221.

Таким образом, на момент вступления в силу оспариваемого постановления Департамента от 10.11.2004 N 16-6 был принят и вступил в силу нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу.

Согласно п. 4 ст.
194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Однако судом при рассмотрении настоящего дела проверка постановления Департамента от 10.11.2004 N 16-6 на предмет установления его соответствия имеющим большую юридическую силу Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2, не осуществлялась.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене (ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), дело - передаче на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении суду необходимо устранить указанные нарушения, исследовать вопросы о соответствии оспариваемого нормативного акта законам или иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и о том, какие права и законные интересы заявителя нарушены (не нарушены) оспариваемым актом, принять решение в соответствии с нормами материального, процессуального права, установленными обстоятельствами и с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле.

Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 27.09.2007 по делу N А34-2043/07 отменить.

Дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Председательствующий

МИНИН С.Д.

Судьи

ЛУКЬЯНОВ В.А.

ЛИМОНОВ И.В.