Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 28.11.2007 N Ф09-9644/07-С3 по делу N А60-3476/07 Установление субъектом РФ ставок налога на игорный бизнес в соответствии с гл. 29 НК РФ не изменяет порядок налогообложения общества, начавшего деятельность в сфере игорного бизнеса после вступления в силу указанной главы. Уплата налога на игорный бизнес по измененным ставкам производится налогоплательщиком независимо от того, когда он зарегистрирован в качестве субъекта предпринимательской деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2007 г. N Ф09-9644/07-С3

Дело N А60-3476/07

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе

председательствующего Глазыриной Т.Ю.,

судей Анненковой Г.В., Первухина В.М.

рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью “Уральская сервисная компания“ (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.05.2007 по делу N А60-3476/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2007 по тому же делу.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества - Шушерин О.Б. (доверенность от 16.02.2007 N б/н),

Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган) - Шокин Е.С. (доверенность от 14.08.2007 N 05-14/31697).

Общество обратилось в Арбитражный
суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в невозврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 1652075 руб. и возврате указанной суммы из бюджета.

Решением суда от 16.05.2007 (судья Пономарева О.А.) в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2007 (судьи Савельева Н.М., Осипова С.П., Риб Л.Х.) решение оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ).

Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 21.05.2001. За период с ноября 2004 г. по май 2005 г. обществом уплачен налог на игорный бизнес в сумме 2194875 руб. по ставкам, определенным на соответствующий период законом субъекта Российской Федерации.

Общество 20.11.2006 обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с ноября 2004 г. по май 2005 г. в сумме 1652075 руб. (с учетом дополнений к данному заявлению), полагая, что на основании ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ уплата налога должна была производиться им по ставке 800 руб., установленной на момент его государственной регистрации в качестве юридического лица (21.05.2001).

Инспекция в письмах от 09.12.2006, 13.12.2006 отказала обществу в возврате налога на игорный бизнес, ссылаясь на отсутствие излишней уплаты налога. При этом налоговый орган указал, что ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ не подлежит применению, поскольку утратила силу.

Общество, полагая, что отказ
инспекции произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды исходили из того, что у налогоплательщика в период с ноября 2004 г. по май 2005 г. не имелось оснований для применения налоговой ставки в сумме 800 руб., установленной на момент его государственной регистрации в качестве юридического лица (21.05.2001).

Из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, Постановлении от 19.06.2003 N 11-П, следует, что ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых 4 лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов, и элементов налогового обязательства по каждому из них. При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, установив в абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ период, до истечения которого на субъектов малого предпринимательства не распространяются изменения налогового законодательства, создающие для них менее благоприятные условия, законодатель воспользовался своим дискреционным полномочием и в дальнейшем не вправе произвольно отказаться от уже предоставленной юридической гарантии.

Таким образом, гарантии, установленные абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, распространяются на длящиеся налоговые правоотношения.

Установление субъектом Российской Федерации ставок налога на игорный бизнес в соответствии с гл. 29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не изменяет порядок налогообложения общества, начавшего деятельность в сфере игорного бизнеса после вступления в силу
указанной главы. Уплата налога на игорный бизнес по измененным ставкам производится налогоплательщиком независимо от того, когда он зарегистрирован в качестве субъекта предпринимательской деятельности.

Согласно п. 1 ст. 366 Кодекса каждый игровой автомат является самостоятельным объектом обложения налогом на игорный бизнес.

В связи с этим с момента регистрации или установки обществом нового игрового автомата у него возникает самостоятельное налоговое обязательство, ранее не существовавшее.

Гарантия неизменности элементов налогового обязательства, предусмотренная абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ и заключающаяся в том, что неизменной остается ставка налога в рамках конкретного налогового обязательства, действующая на момент его возникновения, подлежит применению к длящимся налоговым правоотношениям.

При этом приобретение и использование налогоплательщиком объектов налогообложения после вступления в силу гл. 29 Кодекса порождают новые налоговые правоотношения, не связанные ни по объекту ни по содержанию с длящимся налоговым правоотношением, на которое распространяется гарантия абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество зарегистрировано 21.05.2001, деятельность по организации азартных игр осуществляется налогоплательщиком с ноября 2004 г. (установлены объекты налогообложения по налогу на игорный бизнес игровые автоматы). Поскольку гарантии, предусмотренные ст. 9 Закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ подлежат применению к длящимся правоотношениям, оснований для распространения на налогоплательщика указанных гарантий не имеется.

Таким образом, уплата налога должна производиться по действующим в налоговом периоде ставкам.

При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что общество, осуществляя деятельность по организации игорного бизнеса, в период с ноября 2004 г. по май 2005 г. правильно исчислило и уплатило налог на игорный бизнес по налоговым ставкам,
установленным в данные налоговые периоды и соответственно об отсутствии оснований у налогового органа произвести возврат налога на игорный бизнес в сумме 1652075 руб.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.05.2007 по делу N А60-3476/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Уральская сервисная компания“ - без удовлетворения.

Председательствующий

ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.

Судьи

АННЕНКОВА Г.В.

ПЕРВУХИН В.М.