Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 21.11.2007 N Ф09-9556/07-С4 по делу N А76-30314/2006-17-523/51 С учетом того, что льготы многодетным семьям установлены федеральным законодательством, Ф.И.О. не приняты порядок и условия возмещения расходов на осуществление предусмотренных мер социальной защиты, вывод суда о взыскании убытков, возникших в результате предоставления льгот многодетным семьям, за счет федерального бюджета является правильным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 ноября 2007 г. N Ф09-9556/07-С4

Дело N А76-30314/2006-17-523/51

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе

председательствующего Лиходумовой С.Н.,

судей Дядченко Л.В., Мальцевой Т.С.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2007 по делу N А76-30314/2006-17-523/51 Арбитражного суда Челябинской области по иску общества с ограниченной ответственностью “Челябинская региональная компания по реализации газа“ (далее - общество “Челябинскрегионгаз“) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, муниципальному образованию “Еткульский район“ в лице Финансового управления Администрации Еткульского муниципального района, Администрации Еткульского муниципального района, третье лицо - Управление социальной защиты населения Администрации Еткульского муниципального
района, о взыскании 12029 руб. 35 коп.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: некорректно указана дата принятия Указа Президента Российской Федерации N 431, имеется в виду 05.05.1992.

Общество “Челябинскрегионгаз“ обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к муниципальному образованию “Еткульский район“ в лице Финансового управления Администрации Еткульского муниципального района, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, в котором просит взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытки в сумме 1946 руб. 30 коп., образовавшиеся в связи с предоставлением в 2004 г. отдельным категориям граждан льгот по оплате за газ, установленных Указом Президента Российской Федерации от 05.05.10992 N 431 “О мерах социальной поддержки многодетных семей“ в сумме 6946 руб. 30 коп. и частичным их возмещением из федерального бюджета в сумме 5000 руб., взыскать солидарно с ответчиков 10083 руб. 05 коп. убытков, образовавшихся в связи с предоставлением в 2004 г. отдельным категориям граждан льгот по оплате за газ, установленных Законом Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 “О донорстве крови и ее компонентов“ и невозмещением их в полном объеме.

Определением суда от 13.02.2007 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация Еткульского муниципального района, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление социальной защиты населения Администрации Еткульского муниципального района.

В порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истцом уточнены исковые требования: истец просит взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытки
в сумме 12029 руб. 35 коп.

Решением суда от 14.03.2007 (судья Семенихина И.И.) исковые требования удовлетворены: с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества “Челябинскрегионгаз“ взыскано 12029 руб. 35 коп. убытков, в иске к Финансовому управлению Администрации Еткульского муниципального района и Администрации Еткульского муниципального района отказано; обществу “Челябинскрегионгаз“ из федерального бюджета возвращена госпошлина в сумме 500 руб.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2007 (судьи Махрова Н.В., Логиновских Л.Л., Рачков В.В.) решение суда отменено на основании п. 2 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело назначено к рассмотрению по правилам суда первой инстанции.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2007 (судьи Махрова Н.В., Башарина Л.Ф., Рачков В.В.) с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества “Челябинскрегионгаз“ взыскано 12029 руб. 35 коп. убытков и 500 руб. в возмещение расходов по госпошлине; с Министерства финансов Российской Федерации в доход федерального бюджета взыскана госпошлина по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Министерство финансов Российской Федерации просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 04.09.2007, ссылаясь на то, что истцом не подтверждено наличие оснований для возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, установленных ст. 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель кассационной жалобы считает, что истцом не подтвержден факт неисполнения Министерством финансов Российской Федерации обязательств по финансированию льгот, предоставленных донорам в 2004 г. Кроме того, заявитель кассационной жалобы считает необоснованным возложение на Министерство финансов Российской Федерации обязанности по уплате госпошлины.

В отзыве на кассационную жалобу общество
“Челябинскрегионгаз“ просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Как следует из материалов дела и установлено судами, общество “Челябинскрегионгаз“ в 2004 г. оказывало услуги гражданам по снабжению их природным газом для бытовых нужд и предоставляло отдельным категориям граждан льготы по оплате за газ, установленные Указом Президента Российской Федерации от 05.05.10992 N 431 “О мерах социальной поддержки многодетных семей“ и Законом Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 “О донорстве крови и ее компонентов“.

Поскольку расходы, связанные с предоставлением в 2004 г. льгот многодетным семьям и донорам, были возмещены не в полном объеме, истец обратился в суд с иском о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации возникших в связи с этим убытков в сумме 12029 руб. 35 коп. (10083 руб. 05 коп. - в связи с предоставлением льгот донорам, 1946 руб. 30 коп. - в связи с предоставлением льгот многодетным семьям) на основании ст. 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по правилам суда первой инстанции, удовлетворил исковые требования и взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества “Челябинскрегионгаз“ 12029 руб. 35 коп. убытков и 500 руб. в возмещение расходов по госпошлине; с Министерства финансов Российской Федерации в доход федерального бюджета взыскана госпошлина по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что наличие и размер не возмещенных истцу расходов подтверждаются материалами дела: ведомостями учета льготников за 2004 г., актами сверки взаиморасчетов между обществом “Челябинскрегионгаз“ и финансовым отделом Администрации Еткульского муниципального района по состоянию на
01.01.2005, 01.01.2006, справками о семейном положении, копиями свидетельств о многодетной семье, удостоверений о награждении знаком “Почетный донор России“, карточками лицевого счета. Судом установлено, что денежные средства на компенсацию расходов для льготных категорий граждан в спорный период перечислены в недостаточном объеме, что подтверждено документально. Поскольку Министерством финансов Российской Федерации, на которое возложена функция разработки проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения федерального бюджета, не было предусмотрено в достаточном количестве средств на реализацию соответствующих льгот при формировании федерального бюджета, возмещение расходов должно производиться за счет средств федерального бюджета, ответственность за недофинансирование средств на расходы по реализации льгот возлагается на Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти на основании ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Выводы суда являются законными и обоснованными.

В силу ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно подп. “б“ п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ для многодетных семей предусмотрено предоставление скидки в размере не ниже
30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией. При этом Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление предусмотренных мер социальной защиты (п. 3 Указа). Такого порядка и условий возмещения расходов Министерством финансов Российской Федерации не установлено.

При таких обстоятельствах с учетом того, что льготы многодетным семьям установлены федеральным законодательством, Ф.И.О. не принят порядок и условия возмещения расходов на осуществление предусмотренных мер социальной защиты, вывод суда о взыскании убытков, возникших в результате предоставления льгот многодетным семьям, в сумме 1946 руб. 30 коп. за счет федерального бюджета является правильным.

Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 “О донорстве крови и ее компонентов“ граждане, награжденные знаком “Почетный донор России“, “Почетный донор СССР“, имеют право на снижение до 50% размера оплаты коммунальных услуг. Статьей 4 названного Закона предусмотрено, что финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральных, республиканских и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.

В силу п. 2 Правил предоставления и расходования в 2004 году субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций бюджетам субъектам Российской Федерации на затраты по предоставлению льгот, установленных ст. 11 Закона Российской Федерации “О донорстве крови и ее компонентов“ (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2004 N 426), такие расходы осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующей компенсацией за счет средств федерального бюджета в пределах компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на 2004 год.

Таким образом, Российская Федерация, установив Законом
Российской Федерации “О донорстве крови и ее компонентов“ льготы отдельным категориям граждан, приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.

Судом апелляционной инстанции исследованы доводы Министерства финансов Российской Федерации о перечислении финансовому отделу Администрации Еткульского муниципального района субвенций в сумме 149638 руб. на компенсацию затрат по предоставлению льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации “О донорстве крови и ее компонентов“, и установлено, что данная сумма направлена на возмещение льгот другим предприятиям, возмещение истцу расходов от предоставления в 2004 г. льгот в сумме 10083 руб. 05 коп. не производилось.

Поскольку органы государственной власти не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, суд правомерно, на основании ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворил исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что истцом не подтвержден факт неисполнения Министерством финансов Российской Федерации обязательств по финансированию льгот, предоставленных донорам в 2004 г., в связи с чем не имеется оснований для взыскания убытков с Министерства финансов Российской Федерации, направлены на переоценку выводов суда относительно установленных обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не могут быть приняты судом кассационной инстанции во внимание согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ссылка Министерства финансов Российской Федерации на то, что на него необоснованно возложены обязанности по уплате госпошлины, отклоняется.

В данном случае Министерство финансов Российской Федерации является ответчиком по имущественному спору в соответствии со ст. 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов,
органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. К таким делам относятся, в частности, дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот (п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117).

При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции правомерно взысканы с Министерства финансов Российской Федерации как ответчика по делу расходы по государственной пошлине на основании ст. 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, постановление суда апелляционной инстанции является законным, отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2007 по делу N А76-30314/2006-17-523/51 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.

Председательствующий

ЛИХОДУМОВА С.Н.

Судьи

ДЯДЧЕНКО Л.В.

МАЛЬЦЕВА Т.С.