Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 14.11.2007 N Ф09-9281/07-С2 по делу N А50-2615/07 Средства, выделяемые налогоплательщику из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС, поскольку их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 ноября 2007 г. N Ф09-9281/07-С2

Дело N А50-2615/07

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе

председательствующего Вдовина Ю.В.,

судей Беликова М.Б., Слюняевой Л.В.

рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган на решение Арбитражного суда Пермского края от 08.08.2007 по делу N А50-2615/07 по заявлению муниципального унитарного предприятия “Служба заказчика“ Осинского района Пермского края (далее - предприятие. налогоплательщик) к инспекции о признании недействительными решения.

В судебном заседании принял участие представитель предприятия - Григорьев М.Л. (доверенность от 31.01.2007 N б/н).

Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства,
в судебное заседание не явились.

Предприятие обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 20.10.2006 N 1688, которым налогоплательщику уменьшен исчисленный в завышенных размерах налог на добавленную стоимость (далее - НДС) за апрель 2006 г. к уменьшению в сумме 381662 руб.

Решением суда от 08.08.2007 (судья Цыренова Е.Б.) заявленные требования удовлетворены.

В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом п. 2 ст. 154, подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

По мнению налогового органа, суммы субсидий выделены из бюджета в счет увеличения доходов предприятия и связаны с оплатой за оказанные услуги, следовательно, на основании подп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса учитываются при определении объекта налогообложения НДС.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции оснований к отмене обжалуемого судебного акта не нашел.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой деклараций предприятия по НДС за апрель 2006 г., в ходе которой установлен факт невключения налогоплательщиком в облагаемую НДС базу за указанный период сумм субвенций (субсидий), полученных предприятием на покрытие убытков, возникающих при оказании жилищно-коммунальных услуг по государственным (регулируемым) ценам (тарифам), а также убытков, вызванных реализацией коммунальных услуг по льготным ценам, установленным федеральным законодательством для отдельных категорий населения (ветеранов, инвалидов).

Указанные обстоятельства, по мнению инспекции, привели к неправомерному предъявлению предприятием к возмещению НДС за апрель 2006 г. и соответственно к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, на 381662 руб.

По итогам
проверки налоговым органом принято решение от 20.10.2006 N 1688, которым предприятию предложено уменьшить исчисленный к уменьшению в завышенных размерах НДС за апрель 2006 г. на 381662 руб.

Полагая, что данный ненормативный акт принят незаконно, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд исходил из того, что субсидии и дотации, выделяемые налогоплательщику из бюджета на покрытие возникающих убытков в связи с реализацией услуг по государственным регулируемым ценам с учетом льгот, установленных федеральным законодательством, не подлежат включению в базу НДС.

Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и требованиям налогового законодательства.

В силу подп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен ст. 153 - 162 Кодекса.

Пунктом 2 ст. 153 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Согласно п. 1 ст. 154 Кодекса налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Пунктом 13 ст. 40 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

В силу с п. 2 ст.
154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база, определенная соответствии со ст. 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Из смысла подп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса обязанности предприятия включать средства, полученные из местного бюджета, в налогооблагаемую базу по данном виду налога не вытекает, так как такие средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Таким образом, налогоплательщики вправе определять налогооблагаемую базу по НДС по п. 2 ст. 154 Кодекса в том случае, если реализация товаров осуществляется ими по государственным регулируемым ценам и соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки. Средства, выделяемые налогоплательщику из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС, поскольку их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).

Под субсидией согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы
Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Таким образом, денежные средства, полученные налогоплательщиком из местного бюджета, являются дотациями и их следует рассматривать как частичное финансирование целевых расходов.

На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных в соответствии со ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом установлено, что спорные денежные средства являются дотациями и получены предприятием в рамках целевого финансирования, направленного на погашение его расходов, связанных с реализацией населению коммунальных услуг по государственным регулируемым ценам.

Таким образом, полученные предприятием из бюджета денежные средства не были связаны с оплатой реализованных предприятием товаров (работ, услуг), поэтому не подлежали включению в налоговую базу по НДС.

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал недействительными оспариваемое решение инспекции.

Выводы суда являются правильными и соответствуют материалам дела, оснований для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании положений ст. 40, 153, 154, 162 Кодекса.

С учетом изложенного решение суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 08.08.2007 по делу N А50-2615/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Пермскому краю - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Пермскому краю в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.

Председательствующий

ВДОВИН Ю.В.

Судьи

БЕЛИКОВ М.Б.

СЛЮНЯЕВА Л.В.