Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 04.09.2007 N Ф09-7128/07-С5 по делу N А07-25229/06-Г-ФЛВ Исходя из того, что факт задержки вагонов (контейнеров) на подъездном пути ответчика подтвержден представленными в материалы дела доказательствами - ведомостями подачи и уборки вагонов, памятками приемосдатчика, суды сделали правомерный вывод о наличии оснований для удовлетворения иска в части взыскания штрафа за задержку вагонов (контейнеров) под погрузкой, выгрузкой свыше установленных сроков в указанной сумме.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 сентября 2007 г. Дело N Ф09-7128/07-С5“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Митиной М.Г., судей Васильченко Н.С., Пановой Л.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице Башкирского отделения структурного подразделения “Куйбышевская железная дорога“ (далее - общество “РЖД“) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.03.2007 (резолютивная часть от 27.02.2007) по делу N А07-25229/06-Г-ФЛВ и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2007 по тому же делу.

В судебном заседании приняли участие представители: общества “РЖД“ - Крутовская С.В., юрисконсульт (доверенность от 12.12.2006 N НЮ-46/560); открытого акционерного общества “Белорецкий металлургический комбинат“
(далее - общество “БМК“) - Ильясова А.Р., ведущий юрисконсульт (доверенность от 22.12.2006 N 093/6-06); Силецкий Ю.А., начальник правового управления (доверенность от 22.12.2006 N 094/6-06).

Общество “РЖД“ обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу “БМК“ о взыскании 222600 руб. штрафа за задержку вагонов (контейнеров) под погрузкой, выгрузкой свыше установленных сроков.

Решением суда от 06.03.2007 (резолютивная часть от 27.02.2007; судья Феоктистова Л.В.) исковые требования удовлетворены частично, с общества “БМК“ в пользу общества “РЖД“ взыскано 94600 руб. штрафа.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2007 (судьи Башарина Л.Ф., Хасанова М.Т., Соколова Т.В.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество “РЖД“ просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права (ст. 62, 99 - 101 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ (далее - Устав железнодорожного транспорта), п. 4.3, 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, не основан на законе вывод судов о том, что не подлежит учету при начислении штрафа время нахождения вагонов на подъездных путях ответчика, зафиксированное в актах общей формы.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, истцом (дорога) и ответчиком (ветвевладелец) заключен договор от 16.02.1999 N 4/466 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути общества “БМК“ при станции Белорецк Куйбышевской железной дороги.

Согласно п. 12.5 договора (в редакции дополнительного соглашения от 10.02.2006 к договору от 16.02.1999 N 4/466) на
железнодорожном пути необщего пользования общества “БМК“ технологический срок оборота вагонов составляет 23,8 часа.

Указывая, что общество “БМК“ в июле 2006 г. допустило задержки вагонов (контейнеров) перевозчика под погрузкой, выгрузкой свыше установленных сроков оборота вагонов, общество “РЖД“ обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании штрафа.

Согласно ч. 6 ст. 62 Устава железнодорожного транспорта за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов, контейнеров владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со ст. 99 Устава железнодорожного транспорта.

На основании ч. 2 ст. 99 Устава железнодорожного транспорта за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные ст. 100, 101 Устава железнодорожного транспорта, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.

Исходя из того, что факт задержки вагонов (контейнеров) на подъездном пути общества “БМК“ подтвержден представленными в материалы дела доказательствами - ведомостями подачи и уборки вагонов, памятками приемосдатчика, суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод о наличии оснований для удовлетворения иска в части взыскания 94600 руб. штрафа.

В соответствии с п. 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства
путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.

Следовательно, время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных подъездных путях, обслуживаемых локомотивом владельца этих путей, исчисляется с момента передачи владельцу таких путей вагонов, контейнеров на предусмотренных договором железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на выставочные пути и является временем осуществления грузовых операций (погрузки, выгрузки и т.д.) на путях, принадлежащих ветвевладельцу.

В п. 3 договора от 16.02.1999 N 4/466 было предусмотрено, что сдаваемые на подъездной путь вагоны подаются локомотивом дороги на 5 - 10 пути станции Белорецк, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом ветвевладельца. Возвращаемые с подъездного пути вагоны доставляются локомотивом ветвевладельца на 5 - 10 пути станции Белорецк.

Дополнительным соглашением от 10.02.2006 к договору от 16.02.1999 N 4/466 стороны установили, что приемосдаточные операции производятся на выставочных путях N 1 - 5 станции Заводская общества “БМК“.

Таким образом, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования исчисляется с момента передачи обществу “БМК“ вагонов, контейнеров на выставочных путях N 1 - 5 станции Заводская до момента их возвращения на указанные выставочные пути, при этом составляются памятки приемосдатчика.

Вагоны со станции Заводская на станцию Белорецк подаются локомотивом общества “БМК“, однако договором от 16.02.1999 N 4/466 не предусмотрена ответственность за оформляемое актом общей формы нарушение срока выводки вагонов на пути станции Белорецк.

Таким образом, оснований
для удовлетворении исковых требований в части взыскания 128000 руб. штрафа не имеется.

Вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что ч. 6 ст. 62 Устава железнодорожного транспорта ответственность владельца железнодорожного подъездного пути установлена только за задержку вагонов, контейнеров непосредственно под погрузкой, выгрузкой, не соответствует нормам материального права, однако это не привело к неправильному разрешению спора.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Поскольку обжалуемые судебные акты оставлены без изменения, кассационная жалоба общества “РЖД“ - без удовлетворения, оснований для возмещения понесенных истцом судебных расходов за счет общества “БМК“ не имеется (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.03.2007 (резолютивная часть от 27.02.2007) по делу N А07-25229/06-Г-ФЛВ и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице Башкирского отделения структурного подразделения “Куйбышевская железная дорога“ - без удовлетворения.

Председательствующий

МИТИНА М.Г.

Судьи

ВАСИЛЬЧЕНКО Н.С.

ПАНОВА Л.А.