Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 16.08.2007 N Ф09-6688/07-С4 по делу N А60-2937/2007-С6 Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, является составной частью понятия государственной регистрации юридических лиц, в связи с чем не требуется отдельного полномочия налогового органа на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 августа 2007 г. Дело N Ф09-6688/07-С4“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Мальцевой Т.С., судей Дядченко Л.В., Лиходумовой С.Н. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска (далее - ИФНС по Железнодорожному району г. Новосибирска) на определение Арбитражного суда Свердловской области от 11.04.2007 по делу N А60-2937/2007-С6 по заявлению ИФНС по Железнодорожному району г. Новосибирска к Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга (далее - ИФНС по Чкаловскому району г. Екатеринбурга), при участии в деле третьего лица общества с ограниченной ответственностью “СтройКом“ (далее - общество
“СтройКом“), о признании недействительной государственной регистрации.

В судебном заседании принял участие представитель ИФНС по Чкаловскому району г. Екатеринбурга - Иванов С.В. (доверенность от 14.08.2007 N 38248).

Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

ИФНС по Железнодорожному району г. Новосибирска обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ИФНС по Чкаловскому району г. Екатеринбурга о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества “СтройКом“, за регистрационным номером 2069674086436.

Определением суда от 11.04.2007 (судья Колосова Л.В.) производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ИФНС по Железнодорожному району г. Новосибирска просит определение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы общества “СтройКом“, произведена с нарушением положений ст. 52, 53, 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 5, 8, 9, 17, 18 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, ст. 82, 83 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 13 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью“.

Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании заявления общества с ограниченной ответственностью “Межрегиональный центр межеваний “Урал-Кадастр“ 19.05.2006 ИФНС по Чкаловскому району г. Екатеринбурга произведена государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы общества “СтройКом“, о чем в Едином государственном реестре юридических лиц внесена
соответствующая запись под N 2069674086436, после чего регистрационное дело общества “СтройКом“ направлено для постановки на учет в ИФНС по Железнодорожному району г. Новосибирска (п. 4 ст. 18 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“).

ИФНС по Железнодорожному району г. Новосибирска, установив факт отсутствия общества “СтройКом“ по месту его регистрации, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной указанной регистрации, произведенной ИФНС по Чкаловскому району г. Екатеринбурга.

Прекращая производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ не предусмотрено право налогового органа на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а спор между двумя налоговыми органами, выполняющими регистрационные функции, лишен экономического содержания.

Указанные выводы суда первой инстанции являются ошибочными.

Согласно ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в арбитражный суд.

Федеральная налоговая служба является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В силу ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый
ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 11 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.1991 N 943-1 (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) “О налоговых органах Российской Федерации“ налоговые органы вправе предъявлять в суд общей юрисдикции или в арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

На основании ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Таким образом, государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, является составной частью понятия государственной регистрации юридических лиц, в связи с чем не требуется отдельного полномочия налогового органа на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

На основании ч. 2 ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела, указанные в ч. 1 ст. 33 названного Кодекса, рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

В соответствии с ч. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).

Системное толкование вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что споры о государственной регистрации юридических лиц независимо от состава лиц, участвующих в деле, относятся к специальной подведомственности арбитражного суда.

Таким образом, у суда не имелось оснований для прекращения производства по делу.

С учетом изложенного определение суда первой инстанции о прекращении производства по делу подлежит отмене, дело следует передать для рассмотрения в Арбитражный суд Свердловской области.

Руководствуясь ст. 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Свердловской области от 11.04.2007 по делу N А60-2937/2007-С6 отменить, дело направить для рассмотрения в Арбитражный суд Свердловской области.

Взыскать с ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска 1000 руб. госпошлины по кассационной жалобе в доход федерального бюджета.

Председательствующий

МАЛЬЦЕВА Т.С.

Судьи

ДЯДЧЕНКО Л.В.

ЛИХОДУМОВА С.Н.