Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 04.07.2007 N Ф09-5044/07-С4 по делу N А47-1862/2006-5ГК Удовлетворяя требования о взыскании убытков, возникших в связи с оказанием отдельным категориям граждан услуг по водоснабжению с учетом льгот, предусмотренных федеральными законами, суды обоснованно исходили из доказанности причинения истцу убытков в результате недостаточного финансирования расходов на покрытие указанных расходов из федерального бюджета. При этом суды пришли к правильному выводу о необходимости исключения из взыскиваемой суммы убытков НДС, указав, что налог не является убытками.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июля 2007 г. Дело N Ф09-5044/07-С4“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Крюкова А.Н., судей Кондратьевой Л.И., Матанцева И.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Оренбург Водоканал“ (далее - ООО “Оренбург Водоканал“) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.12.2006 по делу N А47-1862/2006-5ГК и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2007 по тому же делу по иску ООО “Оренбург Водоканал“ к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Министерству социального развития Оренбургской области, при участии в деле третьих лиц - Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации
по Оренбургской области и общества с ограниченной ответственностью “Оренбургская финансово-информационная система“, о взыскании убытков в общей сумме 14922 руб. 12 коп.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

ООО “Оренбург Водоканал“ обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Минфину РФ, Главному управлению социальной защиты населения Оренбургской области (далее - ГУ СЗН Оренбургской области, правопреемник - Министерство социального развития Оренбургской области), Министерству финансов Оренбургской области о взыскании убытков в сумме 14922 руб. 12 коп., возникших в связи с оказанием отдельным категориям граждан услуг по водоснабжению с учетом льгот, предусмотренных федеральными законами.

Определением суда от 19.04.2006 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области.

Определением суда от 22.05.2006 производство по делу в части искового требования к Министерству финансов Оренбургской области прекращено в связи с принятием судом отказа ООО “Оренбург Водоканал“ от иска в указанной части.

Определением суда от 22.06.2006 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью “Оренбургская финансово-информационная система“.

Решением суда от 11.12.2006 (судья Лапшина Н.Ю.) с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ООО “Оренбург Водоканал“ взысканы убытки в сумме 12654 руб. 86 коп. В остальной части в удовлетворении иска отказано. В иске к Министерству социального развития Оренбургской области отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от
04.04.2007 (судьи Рачков В.В., Логиновских Л.Л., Махрова Н.В.) решение оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ООО “Оренбург Водоканал“ просит указанные решение и постановление отменить в части отказа во взыскании в его пользу 2276 руб. 26 коп. По мнению заявителя жалобы, убытки подлежат взысканию с Российской Федерации с налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), поскольку денежные средства, выделяемые из бюджета на компенсацию льгот отдельным категориям граждан, включаются в налоговую базу по НДС.

Министерство социального развития Оренбургской области в отзыве на кассационную жалобу просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, указывая на отсутствие правовых оснований для включения денежных средств, полученных из бюджета на покрытие убытков, связанных с применением льгот отдельными категориями граждан, в налоговую базу по НДС.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 5-ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ имеет дату 09.01.1997, а не 09.01.2007.

Как следует из материалов дела, 16.02.2005 между ГУ СЗН Оренбургской области и ООО “Оренбург Водоканал“ заключен договор N 20 о возмещении расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки граждан, установленных действующим законодательством, в том числе Законом Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“, Федеральным законом от 09.01.2007 N 5-ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, по предоставлению 100-процентной скидки в оплате за пользование водоснабжением
и водоотведением.

В период с ноября по декабрь 2005 г. истцом предоставлены услуги по водоснабжению указанных категорий льготников на основании реестров, о чем составлены сводные ведомости о расходах.

ГУ СЗН Оренбургской области и ООО “Оренбург Водоканал“ подписали акт сверки расчетов по состоянию на 01.01.2006 по предоставлению указанных льгот, согласно которому сумма задолженности на 01.01.2006 по возмещению расходов составила 14922 руб. 12 коп.

Считая свои права нарушенными вследствие невозмещения расходов, связанных с предоставлением льгот при оказании услуг водоснабжения названным категориям граждан в ноябре, декабре 2005 г. в сумме 14922 руб. 12 коп., ООО “Оренбург Водоканал“ обратилось с соответствующим требованием в арбитражный суд.

Принимая судебные акты, суды обеих инстанций исходили из доказанности причинения ООО “Оренбург Водоканал“ убытков в сумме 12645 руб. 86 коп. в результате недостаточного финансирования расходов на покрытие указанных расходов из федерального бюджета. При этом суды пришли к выводу о необходимости исключения из взыскиваемой суммы убытков НДС, указав, что налог не является убытками.

Выводы судов являются правильными и соответствуют материалам дела.

Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров
(работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Таким образом, НДС подлежит уплате только с сумм, фактически полученных от потребителя.

Из смысла п. 2 ст. 154 и подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ не вытекает обязанность организации включать суммы субвенций (субсидий) в налоговую базу по НДС, поскольку такие средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы для расчета НДС не учитываются (абз. 3 п. 2 ст. 154 НК РФ).

Следовательно, суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения по НДС. Данное утверждение согласуется с положениями ст. 146 НК РФ, определяющей перечень объектов налогообложения по НДС.

Таким образом, организация - производитель товаров (работ, услуг), реализовавшая их отдельным определенным законом категориям граждан по льготным ценам, обязана исчислить и уплатить НДС только с сумм, фактически полученных от этих граждан. Соответственно недополученные на основании закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них НДС.

При принятии судебных актов судами исследованы все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного
обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.12.2006 по делу N А47-1862/2006-5ГК и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Оренбург Водоканал“ - без удовлетворения.

Председательствующий

КРЮКОВ А.Н.

Судьи

КОНДРАТЬЕВА Л.И.

МАТАНЦЕВ И.В.