Решения и определения судов

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.05.2006 по делу N А29-11824/05-1э Исковые требования о восстановлении на счете Фонда обязательного медицинского страхования денежных средств удовлетворены правомерно, так как нецелевое использование муниципальным учреждением здравоохранения денежных средств, выделенных ему по территориальной программе обязательного медицинского страхования, подтверждено материалами дела.

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 мая 2006 г. по делу N А29-11824/05-1э

(извлечение)

Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего К.А.В., судей Л., О., при ведении протокола судебного заседания судьей К.А.В.

при участии в заседании:

представителей заявителя по делу: К.А.А. - ведущий специалист по доверенности от 10.01.2006 г. N 2; К.М.В. - главный специалист по доверенности от 10.01.2006 г. N 1 рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального учреждения “Ц.“ города В. (ответчик по делу) на решение Арбитражного суда Республики Коми от 30 января 2006 г. по делу N А29-11824/05-1э, принятое судом в лице судьи Т. по заявлению Фонда обязательного медицинского страхования субъекта РФ к
МУ “Ц.“ города В. о взыскании 385 628 руб. 84 коп.,

установил:

Фонд обязательного медицинского страхования субъекта РФ (далее - ФОМС, Фонд) обратился в арбитражный суд с заявлением к муниципальному учреждению “Ц.“ города В. (далее - Учреждение, “Ц.“) о взыскании 385 628 руб. 84 коп. использованных не по целевому назначению.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 30 января 2006 года заявленные требования удовлетворены полностью.

Ответчик с решением суда не согласен, просит его отменить, ссылаясь на то, что решение необоснованно, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд посчитал установленными.

Заявитель жалобы в судебное заседание не явился о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие представителя заявителя жалоб.

Заявитель по делу не согласен с доводами апелляционной жалобы, считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, оснований для изменения или отмены решения суда не имеется, поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат новых, законных оснований для отмены решения.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции Фондом обязательного медицинского страхования субъекта РФ на основании Инструкции о порядке проведения Территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования, утвержденной приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17.12.1998 г. N 100,
договоров на предоставление лечебно-профилактической помощи по обязательному медицинскому страхованию проведены проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в “Ц.“ за 1998 - 2003 годы.

По результатам проверок составлены акты от 15.11.2000 г., от 21.03.2003 г., от 14.05.2004 г., в которых зафиксированы нарушения, допущенные “Ц.“, выразившиеся в нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования. После каждой проверки Фондом выставлялись предписания об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования и ответчику предлагалось в месячный срок восстановить средства ОМС. Общая сумма не восстановленных Учреждением средств ОМС по результатам проведенных проверок составляет 385 628 руб. 84 коп. Указанная сумма заявителем апелляционной жалобы не оспаривается.

Поскольку “Ц.“ отказалась восстановить средства ОМС, использованные на цели, не предусмотренные Территориальной программой обязательного медицинского страхования, Фонд обязательного медицинского страхования субъекта РФ обратился в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.

В соответствии с нормативными документами, представленными в деле, Фонд обязан оплатить фактические расходы Учреждения на питание больных, оказание медицинской помощи которым осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, а Учреждение использовать полученные денежные средства в соответствии с их целевым назначением. Использование денежных средств, выделяемых на питание больных, на иные цели (в том числе на оплату расходов, не предусмотренных Территориальной программой обязательного медицинского страхования, на выплату заработной платы), является нецелевым использованием средств ОМС.

Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации
о налогах“ порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

В пунктах 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичная норма закреплена в статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Отношения в области обязательного медицинского страхования регулируются Законом Российской Федерации от 28.06.1991 г. N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“.

Согласно статье 1 указанного Закона обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

В пункте 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ установлено, что субъектами обязательного социального страхования (участниками отношений по обязательному социальному страхованию) являются
страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Денежные средства, поступающие муниципальному учреждению здравоохранения в оплату оказанной в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования медицинской помощи, являются государственными финансовыми средствами на обязательное медицинское страхование, которые аккумулируются в ФФОМС и ТФОМС и расходуются ими, в частности, на обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В названной статье особо указано на то, что финансовые средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, других фондов и изъятию не подлежат.

Согласно статье 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации также указано, что государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, который образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а из статьи 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что финансовые средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, других фондов и изъятию не подлежат.

Приобретение товаров (работ, услуг) для оказания медицинской помощи населению, гарантируемой государством согласно Конституции Российской Федерации, соответствует определению государственных нужд, данному в статье 525 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На муниципальное медицинское учреждение, функционирующее в системе обязательного
медицинского страхования и получающее государственные финансовые средства на обязательное медицинское страхование, распространяется действие нормативных актов, регулирующих расходы таких средств.

Согласно статье 20 Закона Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ от 28.06.1991 г. N 1499-1 медицинские учреждения являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров со страховыми организациями.

В соответствии с указанной нормой между Фондом обязательного медицинского страхования субъекта РФ и “Ц.“ были заключены договоры на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию: от 01.01.1998 г., от 01.06.1999 г., от 02.06.2000 г., от 01.01.2001 г., от 16.05.2002 г. По условиям вышеуказанных договоров Учреждение берет на себя обязательство оказывать медицинскую помощь населению в объеме и на условиях действующей на территории субъекта РФ программы обязательного медицинского страхования, а ФОМС - оплатить лечебно-профилактическую помощь, оказанную Учреждением застрахованным в соответствии с Положением о порядке оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (утверждено Территориальным фондом ОМС субъекта РФ 26.06.1997 г.) лицам.

Согласно условиям договоров Учреждение осуществляет расходование средств ОМС по кодам бюджетной классификации расходов в соответствии со структурой действующего тарифного соглашения; осуществляет учет средств по ОМС отдельно от средств, поступающих из других источников финансирования. Страховщик обязан осуществлять контроль за использованием Учреждением средств ОМС по назначению (целевое и рациональное) как в полном объеме, так и в разрезе по статьям. Контроль осуществляется путем проверок, проводимых представителем Страховщика. Результаты проверки оформляются актом, подписываемым представителями Страховщика и Учреждения. При установлении фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, Учреждение восстанавливает эти средства в сроки, предусмотренные “Предписанием к акту проверки“. Договорами предусмотрено, что по вопросам, не
урегулированным договорами, стороны руководствуются законодательством Российской Федерации и субъекта РФ.

В силу статьи 4 Закона Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ от 28.06.1991 г. N 1499-1 договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного и добровольного медицинского страхования.

Одной из задач Фонда обязательного медицинского страхования является контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетных средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Из Инструкции “О порядке проведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС“, утвержденной приказом ФФОМС от 17.12.1998 г. N 100 следует, что в случае нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, соответствующие суммы подлежат восстановлению в соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.1996 г. N 1095 “О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации“.

Согласно названному Указу средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного
финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

Кроме того, подпунктом 6 пункта 8 раздела 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 г. N 857 “Об утверждении Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования“ установлено, что функцией Федерального фонда является осуществление совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Пунктом 2 статьи 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены обязанности получателей бюджетных средств, в том числе по эффективному использованию бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

С учетом изложенного Арбитражный суд Республики Коми пришел к правомерному выводу о том, что за период 2 полугодие 2000 - 2002 годы “Ц.“ допущено отвлечение средств обязательного медицинского страхования на питание больных, оказание медицинской помощи которым не входит в Территориальную программу ОМС. Отвлечение средств ОМС на питание больных, медицинская помощь которым оказана по социально значимым видам медицинской помощи, оплата которых должна производиться за счет средств бюджета составила 406 288 руб. 67 коп., кроме того, имело место завышение сумм тарифных соглашений
на 19 456 руб. 18 коп. и не использование средств финансового резерва на повышение качества медицинской помощи в сумме 2 182 руб. Общий размер нецелевого использования средств ОМС выразился в сумме 427 926 руб. 85 коп. Средства в сумме 43 738 руб. 18 коп. были восстановлены.

В ходе проверки за 2003 год выявлено отвлечение средств ОМС по коду ЭКБР 110330 “продукты питания“ на оказание платных услуг в сумме 1 440 руб. 17 коп. Таким образом, общая сумма нецелевого использования средств ОМС - 385 628 руб. 84 коп. Ответчик в жалобе не оспаривает указанную сумму, но считает, что она образовалась в результате неправильного распределения затрат по коду 110340 “продукты питания“ между ФОМС и бюджетом. Этот довод и является основным в апелляционной жалобе.

В соответствии с изученными нормативными документами приведенный довод заявителя жалобы не принимается судом, поскольку указанная причина нецелевого использования бюджетных средств, не освобождает “Ц.“ от ответственности за совершенное правонарушение.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

Принимая во внимание предоставление отсрочки по уплате госпошлины при подаче апелляционной жалобы, государственная пошлина подлежит взысканию в бюджет в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявителя жалобы. Заявителем подано ходатайство о снижении размера подлежащей уплате госпошлины. Ходатайство рассмотрено и признано подлежащим удовлетворению. На основании изложенного, госпошлина подлежит взысканию с заявителя в сумме 100
руб.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.01.2005 года по делу N А29-11824/05-1э оставить без изменения, а апелляционную жалобу МУ “Ц.“ города В. без удовлетворения.

Взыскать с МУ “Ц.“ города В. государственную пошлину в сумме 100 руб. Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.