Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 22.05.2007 N Ф09-3797/07-С4 по делу N А34-7594/06 Суд рассматривает дело о несостоятельности (банкротстве), в том числе и отсутствующего должника, по существу, только когда установит невозможность его исключения в административном порядке из ЕГРЮЛ. Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке должны быть представлены налоговым органом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 мая 2007 г. Дело N Ф09-3797/07-С4“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Дядченко Л.В., судей Мальцевой Т.С., Лиходумовой С.Н. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану (далее - уполномоченный орган) на определение Арбитражного суда Курганской области от 01.03.2007 по делу N А34-7594/06 по заявлению уполномоченного органа о признании Дочернего муниципального унитарного предприятия “Курганэлектромонтаж“ (далее - предприятие) несостоятельным (банкротом).

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Уполномоченный орган обратился в Арбитражный суд Курганской
области с заявлением о признании предприятия несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника.

Определением суда от 01.03.2007 (судья Маклакова О.И.) производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судебный акт мотивирован наличием признаков недействующего юридического лица и возможностью его исключения из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в административном порядке.

В порядке апелляционного производства определение суда не пересматривалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, уполномоченный орган просит определение суда от 01.03.2007 отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда положениям п. 4 ст. 61, ст. 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 57 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“. Заявитель ссылается на невозможность исключения общества из ЕГРЮЛ в административном порядке в связи с наличием у него задолженности по обязательным платежам, полагая, что общество может быть ликвидировано только в порядке ст. 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.е. путем признания его несостоятельным (банкротом).

Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица распоряжением администрации г. Кургана от 24.10.2001 N 6171-р.

В обоснование заявленных требований о признании предприятия банкротом по упрощенной процедуре отсутствующего должника уполномоченный орган указывает на то, что предприятие фактически прекратило свою деятельность, не представляет в налоговый орган налоговую и бухгалтерскую отчетность с 2003 г., отсутствуют сведения об открытых счетах в банках и иных кредитных организациях, по состоянию на 30.10.2006 задолженность по уплате обязательных платежей в бюджеты разных уровней
составила 822690 руб. 82 коп.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 02.07.2005 имеет номер 83-ФЗ, а не 85-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2005 N 85-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“...“ исключение недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ возможно на основании решения регистрирующего органа без принятия судом решения о ликвидации.

Согласно ст. 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом). Такое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке на основании решения регистрирующего органа.

Суд в ходе судебного разбирательства правильно установил, что предприятие имеет признаки недействующего юридического лица, так как не представляет в налоговый орган по месту учета бухгалтерскую и налоговую отчетность и не осуществляет операции по расчетным счетам в течение последних двенадцати месяцев.

Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 “О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц“ (далее - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67), суд рассматривает дело о несостоятельности (банкротстве), в том числе и отсутствующего должника, по существу, только когда установит невозможность его исключения в административном порядке из ЕГРЮЛ. Соответствующие доказательства невозможности исключения
недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке должны быть представлены налоговым органом (п. 2).

При этом в абз. 3 п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 разъяснено, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.

Уполномоченный орган не представил доказательства невозможности исключения предприятия из ЕГРЮЛ в административном порядке.

При указанных обстоятельствах суд правомерно прекратил производство по делу о банкротстве на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку должник отвечает признакам недействующего юридического лица, а заявитель не представил доказательства невозможности его исключения из ЕГРЮЛ в административном порядке (п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67).

Доводы уполномоченного органа о невозможности исключения предприятия из ЕГРЮЛ в административном порядке в связи с наличием у него задолженности по обязательным платежам, о том, что предприятие может быть ликвидировано только путем признания его несостоятельным (банкротом), отклоняются судом кассационной инстанции как противоречащие изложенным выше положениям действующего законодательства.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт является законным и отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Курганской области от 01.03.2007 по делу N А34-7594/06 оставить без изменения, кассационную жалобу ФНС России в лице
Инспекции ФНС по г. Кургану - без удовлетворения.

Председательствующий

ДЯДЧЕНКО Л.В.

Судьи

МАЛЬЦЕВА Т.С.

ЛИХОДУМОВА С.Н.