Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 22.01.2007 N Ф09-12019/06-С1 по делу N А50-14445/2006 Возлагая на налоговый орган обязанность вернуть обществу пени по страховым взносам, суд обоснованно исходил из того, что возврату подлежат и платежи во внебюджетные фонды.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 января 2007 г. Дело N Ф09-12019/06-С1“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Лукьянова В.А., судей Лимонова И.В., Поротниковой Е.А. рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю (далее - инспекция) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Пермской области от 12.10.2006 по делу N А50-14445/2006.

В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества “Пермская научно-производственная приборостроительная компания“ (далее - общество) - Пирожкова Н.Н. (доверенность от 29.12.2006 N 94/рп-2).

Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не
явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением к инспекции о возврате излишне уплаченных пеней по страховым взносам, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 691544 руб.

До вынесения решения общество уменьшило размер заявленных требований до 445565 руб. 73 коп.

Решением суда первой инстанции от 12.10.2006 (судья Дубов А.В.) заявленные требования удовлетворены, на инспекцию возложена обязанность возвратить обществу излишне уплаченные пени по страховым взносам, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 445565 руб. 73 коп.

В порядке апелляционного производства решение суда первой инстанции не обжаловалось.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом названных ею норм материального права.

Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, общество обращалось в инспекцию с письмами от 13.04.2006 N 68/1197, от 08.06.2006 N 94/3-53 о возврате излишне уплаченных пеней по страховым взносам, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии.

В письмах от 04.05.2006, от 21.06.2006 инспекция отказала в возврате излишне уплаченных пеней по страховым взносам на том основании, что налоговым органам не предоставлено право на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Страховые взносы не являются налоговыми платежами, следовательно, не могут быть возвращены в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Считая отказ инспекции в возврате излишне уплаченных сумм пеней по страховым взносам неправомерным, общество обратилось в арбитражный суд.

Возлагая на инспекцию обязанность вернуть обществу пени по страховым взносам
в сумме 445565 руб. 73 коп., суд исходил из того, что в силу ст. 78 Кодекса возврату подлежат и платежи во внебюджетные фонды.

Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В п. 1 ст. 13 Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Поскольку данный Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Кодекса.

В силу п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В п. 13 ст. 78 Кодекса установлено, что правила о зачете
или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что у общества имеется переплата по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 445565 руб. 73 коп., за возвратом которой оно обратилось в инспекцию.

Факт излишней уплаты обществом пеней по страховым взносам в указанной сумме инспекцией не оспаривается.

Таким образом, предъявленные к инспекции требования обществом по возврату излишне уплаченных пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование согласно ст. 78 Кодекса правомерны.

Доводы инспекции, содержащиеся в кассационной жалобе, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании закона.

Фактические обстоятельства дела судом кассационной инстанции не переоцениваются в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного названный судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции Арбитражного суда Пермской области от 12.10.2006 по делу N А50-14445/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛУКЬЯНОВ В.А.

Судьи

ЛИМОНОВ И.В.

ПОРОТНИКОВА Е.А.