Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 26.12.2007 N ГКПИ07-1701 В удовлетворении заявления об отмене постановления Центризбиркома РФ об отказе в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидатом на должность Президента РФ, и ее уполномоченных представителей, возложении обязанности по регистрации отказано, так как имелись предусмотренные п. 16 ст. 34 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации“ основания для отказа в регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 декабря 2007 г. N ГКПИ07-1701

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Г.Е.,

с участием прокурора Кротова В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 22 декабря 2007 года N 80/645-5 “Об отказе в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения Г. кандидатом на должность Президента Российской Федерации, и ее уполномоченных представителей“ и возложении на Центральную избирательную комиссию РФ обязанности по регистрации группы избирателей в поддержку его самовыдвижения кандидатом на должность Президента Российской Федерации,

установил:

в соответствии со статьей 81, пунктом
“д“ части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, пунктами 2 и 7 статьи 5 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации“, Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 550-СФ “О назначении выборов Президента Российской Федерации“ выборы Президента Российской Федерации назначены на 2 марта 2008 года.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 22.12.2007 N 80/645-5 “Об отказе в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения Г. кандидатом на должность Президента Российской Федерации, и ее уполномоченных представителей“ в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения Г. кандидатом на должность Президента Российской Федерации, и ее уполномоченных представителей отказано.

Г. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше заявлением, сославшись на то, что оспариваемое постановление Центризбиркома РФ не основано на законе и нарушает его право на выдвижение кандидатом на должность Президента РФ.

Считает, что у Центризбиркома РФ не имелось законных оснований для отказа в регистрации группы избирателей, созданной в поддержку его самовыдвижения кандидатом на должность Президента Российской Федерации, и ее уполномоченных представителей, поскольку все необходимые для регистрации документы, предусмотренные ст. 34 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации“, в том числе нотариально удостоверенный протокол регистрации членов группы избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата, были своевременно представлены в Центризбиркома РФ.

В судебном заседании Г. и его представитель К.О. заявленные требования поддержали.

Представитель Центризбиркома РФ В. с предъявленным требованием не согласился и просил об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации установила отсутствие отдельных документов, предусмотренных пунктом 11 статьи 34 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации“. Кроме того,
Г. не выполнил требования пунктов 2 и 11 статьи 34 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации“.

Выслушав объяснения заявителя и его представителя, представителя Центризбиркома РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 14 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон) Центральная избирательная комиссия РФ в течение 5 дней со дня поступления документов, представленных в соответствии с настоящей статьей, принимает решение о регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей и выдает уполномоченным представителям регистрационные свидетельства либо мотивированное решение об отказе в их регистрации.

Основаниями для отказа в регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей могут служить отсутствие документов, указанных в пунктах 3, 5 - 7 и 11 настоящей статьи, отсутствие у кандидата пассивного избирательного права, невыполнение требований пунктов 2, 3, 9 - 11, 13 настоящей статьи (пункт 16 статьи 34 Федерального закона).

Как установлено судом, 18 декабря 2007 г. Г. в ЦИК РФ представлены документы для регистрации созданной для поддержки его самовыдвижения кандидатом на должность Президента Российской Федерации группы избирателей и ее уполномоченных представителей.

Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 22.12.2007 N 80/645-5 отказано в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения Г. кандидатом на должность Президента Российской Федерации, и ее уполномоченных представителей по тем основаниям, что в представленных документах отсутствуют отдельные документы, предусмотренные пунктом 11 статьи 34 Федерального закона. Кроме того, Г. не выполнены требования пунктов
2 и 11 статьи 34 Федерального закона.

Как пояснил суду представитель Центризбиркома РФ такое постановление принято в связи с тем, что представленный заявителем протокол регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата не был нотариально удостоверен, как этого требует пункт 5 ст. 34 Федерального закона.

И, кроме того, Г. не выполнил требования пунктов 2 и 11 статьи 34 Федерального закона в части касающейся порядка регистрации и численности членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата, предусмотренных Федеральным законом.

Согласно пункту 5 статьи 34 Федерального закона к ходатайству о регистрации группы избирателей должны быть приложены нотариально удостоверенный протокол регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата и протокол собрания данной группы избирателей.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление ЦИК России от 06.07.2007 имеет номер N 19/164-5, а не N 9/164-5.

Необходимость представления данного документов также предусмотрена пунктом 1.17 Перечня документов, представляемых кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками в Центральную избирательную комиссию РФ, утвержденного Постановлением ЦИК России от 6 июля 2007 г. N 9/164-5 (Приложение N 1).

Судом установлено, что заявителем представлен протокол регистрации членов группы избирателей, из которого следует, что нотариусом удостоверена подлинность подписей только 6 членов данной группы, а не подлинность самого протокола, что подтверждается исследованным в судебном заседании протоколом регистрации.

Утверждение заявителя о том, что нотариальное удостоверение такого количества подписей соответствует требованиям Федерального закона ошибочно.

Таким образом, следует признать, что нотариально удостоверенный протокол регистрации членов группы избирателей заявителем не представлен.

Довод представителя заявителя о том, что представленные в Центральную избирательную комиссию РФ документы были приняты без замечаний, о чем, по
его мнению, свидетельствует справка о приеме документов при самовыдвижении кандидата на должность Президента Российской Федерации для регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей N 07-27/7884, от 18.12.2007, выданная Центральной избирательной комиссией, где документально не зафиксированы какие-либо нарушения, не может быть признан обоснованным.

Согласно п. 12 ст. 34 Федерального закона Центральная избирательная комиссия РФ обязана в день поступления документов, представленных для регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей, выдать кандидату (уполномоченному представителю группы избирателей) подтверждение их получения в письменной форме.

Из объяснений представителя Центральной избирательной комиссии РФ следует, что именно о приеме документов было выдано заявителю письменное подтверждение (справка о приеме документов) без предварительной их проверки согласно описи представленных документов.

С учетом приведенных данных суд не может согласиться с утверждением заявителя о том, что в Центральную избирательную комиссию были представлены все необходимые документы.

Кроме этого в судебном заседании установлено, что Г. не выполнил требования пунктов 2 и 11 статьи 34 Федерального закона в части, касающейся порядка регистрации и численности членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата, предусмотренных Федеральным законом.

Согласно п. 2 ст. 34 Федерального закона для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом.

Из материалов дела видно, что требование этой нормы Федерального закона Г. не выполнены. Так, количество избирателей в представленных им документах составляет менее 500 граждан, при этом количество избирателей в ходатайстве и протоколе не совпадает, сведения о гражданах в ходатайстве и протоколе расходятся, отсутствуют необходимые сведения, повторяются паспортные данные.

Изложенное подтверждается протоколом заседания Центризбиркома РФ от 22 декабря 2007 г.,
объяснениями заявителя, который не отрицал того, что 18 декабря 1997 г. им были сданы в Центризбирком РФ протокол регистрации группы и ходатайство, насчитывающие менее 500 избирателей, а также материалами дела, в т.ч. ходатайством кандидата о регистрации группы избирателей, протоколом регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата (т. 1 л.д. 23 - 30, 129 - 280).

Так, в протоколе регистрации членов группы избирателей при проведении собрания указано 352 избирателя, в протоколе собрания - 505, в ходатайстве - 450.

Суд не может принять во внимание то обстоятельство, что 19 декабря 2007 г. заявителем представлены дополнительные документы, а именно: дополнения к ходатайству о регистрации на 57 членов группы, дополнение к протоколу регистрации на 172 членов группы, поскольку срок сдачи документов закончился 18 декабря 2007 г. в 24 часа. А доводы о том, что эти документы представлялись 18 декабря 2007 г. в 23 часа 50 мин материалами дела не подтверждаются.

Кроме этого, как видно из справки о приеме документов, при подаче документов 18 декабря 2007 г. заявителю было разъяснено, что все документы для регистрации представляются одновременно.

По смыслу п. п. 2, 5 ст. 34 Федерального закона и письменное ходатайство кандидата регистрации группы избирателей и протокол регистрации членов группы избирателей при проведении собрания не могут подаваться частями в несколько этапов.

Суд принимает во внимание также и то обстоятельство, что по поручению Центризбиркома РФ председатель Санкт-Петербургской избирательной комиссии Г.А., заместитель председателя комиссии К.Д., член комиссии С. присутствовали на собрании группы избирателей, созданной в поддержку самовыдвижения Г. 15 декабря 2007 г. в результате чего установлено, что протокол регистрации
членов группы избирателей не велся, в помещении площадью не более 40 кв. м присутствовало 11 человек, включая Г.

Изложенное подтверждается письмом председателя Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 17.12.2007 N 01-11/175и, отчетом (л.д. 25, 26 т. 2).

При таких обстоятельствах у Центризбиркома РФ имелись предусмотренные пунктом 16 статьи 34 Федерального закона основания для отказа в регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей.

Постановление от 22 декабря 2007 года N 80/645-5 принято Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в правомочном составе единогласно.

Учитывая, что правомерность принятого Центральной избирательной комиссией РФ оспариваемого постановления нашла подтверждение в судебном заседании, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и 261 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Г. об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 22.12.2007 N 80/645-5 и возложении на Центральную избирательную комиссию РФ обязанности по регистрации группы избирателей в поддержку его самовыдвижения кандидатом на должность Президента Российской Федерации и ее уполномоченных представителей - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА