Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 73-Г07-20 В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты законодательного органа субъекта РФ отказано правомерно, так как при отсутствии в законе указания на то, какая дата должна содержаться в заголовке подписного листа, указание иной, чем дата проведения выборов, даты нельзя признать нарушением требований к оформлению подписного листа и основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 ноября 2007 г. N 73-Г07-20

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.

судей Соловьева В.Н. и Меркулова В.П.

рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению Б.В. в интересах кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия Ч. о признании незаконным и отмене постановления Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 33 от 26 октября 2007 года о регистрации в качестве кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия четвертого созыва Б.С. по тому же избирательному округу, по кассационной жалобе представителя Ч. - Б.В. на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 13 ноября 2007 г.,
которым в удовлетворении заявленного Ч. требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., объяснения представителя Б.С. - С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Народного Хурала Республики Бурятия от 29 августа 2007 года N 2510-Ш выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия назначены на 2 декабря 2007 года.

Постановлением от 18 октября 2007 года N 9 Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 33 Ч. зарегистрирован кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия.

Постановлением от 26 октября 2007 года N 20 Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия четвертого созыва Б.С. зарегистрирован кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия по тому же избирательному округу.

Ч. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Окружной избирательной комиссии от 26 октября 2007 года N 20, указывая, что 18 октября 2007 года Окружная избирательная комиссия провела проверку подписных листов кандидата в депутаты Б.С., содержащих 209 подписей избирателей.

По результатам выборочной проверки избирательной комиссией были признаны действительными и достоверными все подписи из числа подписей, подлежащих проверке. Однако, по его мнению, во всех представленных Б.С. подписных листах (в том числе и в отобранных комиссией для проверки) не была соблюдена установленная форма, а именно, в заголовке подписных листов кандидата Б.С. указана неверная дата проведения выборов: “Выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия “11 октября 2007 г.“.

Согласно пп. 11 п. 7 ст. 26 Закона РБ “О выборах депутатов Народного Хурала
Республики Бурятия“ недействительными считаются все подписи в подписном листе, оформленные не в соответствии с приложением 1-3 к указанному Закону. Таким образом, у кандидата в депутаты Б.С. на момент регистрации не имелось достаточного количества подписей, необходимых для регистрации, и в соответствии с п. 10 ст. 26 Закона РБ “О выборах депутатов в Народный Хурал Республики Бурятия“ Окружной избирательной комиссии следовало отказать Б.С. в регистрации.

Кроме этого, Б.С. не были представлены необходимые для регистрации документы: копия паспорта представлена на 1 листе, то есть лишь выборочные листы, что в соответствии с пп. “в“ п. 22 ст. 26 Закона РБ “О выборах депутатов в Народный Хурал РБ“ является основанием для отказа в регистрации. Также им представлен документ: “Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах“, который не соответствует форме, установленной в приложении N 10 к Перечню документов.

В судебном заседании представитель Ч. - Б.В. поддержала заявление в полном объеме.

Представитель Окружной избирательной комиссии К. с заявлением Ч. не согласился, пояснив, что постановление N 20 от 26 октября 2007 г. о регистрации Б.А. кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия по одномандатному избирательному округу N 33 принято Окружной избирательной комиссией в соответствии с ее полномочиями и требованиями Закона Республики Бурятия “О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия“. Дата “11 октября 2007 года“ сборщиком подписей была указана как дата окончания сбора подписи. При отсутствии прямого указания в Законе Республики Бурятия на то, какая дата должна содержаться в заголовке подписного листа, указание в подписных листах кандидата Б.С. даты “11
октября 2007 г.“ нельзя признать нарушением установленных Законом Республики Бурятия требований к оформлению подписного листа. Комиссия не сочла это существенным нарушением, поскольку сведения о том, что выборы состоятся 2 декабря 2007, являются общеизвестными.

Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 13 ноября 2007 г. заявление представителя Ч. - Б.В. оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе Б.В. ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу решения в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 5 статьи 25 Закона Республики Бурятия “О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия“ подписные листы устанавливаются по форме, указанной в приложениях 1, 2 и 3 к настоящему Закону. При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указывается, кем выдвинут кандидат, фамилия, имя, отчество, дата рождения, информация о наличии гражданства иностранного государства и наименовании иностранного государства, наличии вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата. При сборе подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, кроме указанных данных в подписном листе, сообщается принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению.

Таким образом, данная норма Закона регулирует форму подписного листа, в ней приведены обязательные для подписного листа сведения, однако такого требования как указание даты проведения выборов закон не содержит.

Суд пришел к правильному выводу о том, что указание в подписных листах кандидата Б.С. даты “11 октября 2007 г.“ нельзя расценивать
как введение избирателей в заблуждение, поскольку, как установлено в судебном заседании, постановление Народного Хурала Республики Бурятия “О назначении выборов депутатов Народного Хурала Республики Бурятия“ от 29 августа 2007 года N 2510-Ш было официально опубликовано в республиканских средствах массовой информации, в частности, 1 сентября 2007 года в газете “Бурятия“ N 162 (4049). Соответствующая информация о назначении выборов в Народный Хурал Республики Бурятия на 2 декабря 2007 г. была обнародована средствами массовой информации республики по телевидению и радио, опубликована в периодической печати.

Таким образом, сведения о дате проведения выборов являлись общеизвестными и общедоступными для избирателей, в связи с чем оснований полагать, что избиратели были введены в заблуждение относительно даты выборов не имелось.

Согласно пункту 1.1 статьи 26 Закона Республики Бурятия “О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия“ при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдении требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах) в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 22 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию
для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

С учетом этого судом сделан правильный вывод о том, Окружная избирательная комиссия была обязана не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата Б.С., известить его о выявленном недостатке, а последний имел право на замену представленной копии паспорта, оформленной с нарушением закона. Кроме того, не позднее чем за один день до дня этого же заседания избирательной комиссии, Б.С. был вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем.

Однако, Окружная избирательная комиссия, заблаговременно не известив Б.С. об имеющихся недостатках в представленных им документах, зарегистрировала его кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия по одномандатному избирательному округу N 33.

Между тем, несоблюдение предусмотренной законом процедуры лишило Б.С. возможности устранить недостатки в оформлении документов в установленный законом срок, что существенно нарушило его права. В том числе представить копию всех листов паспорта, как документа, удостоверяющего его личность.

При таких обстоятельствах суд обоснованно указал, что недостатки в представленных для регистрации документах не являются достаточным основанием для отказа в регистрации Б.С. кандидатом в депутаты Республики Бурятия.

В соответствии с пунктом 7 статьи 68 Закона Республики
Бурятия наличие среди документов, представленных для регистрации, указанных недостатков, также не является основанием для отмены регистрации кандидата.

Суд обоснованно не согласился с доводом представителя Ч. об отмене постановления о регистрации кандидатом в депутаты Б.С. на основании представленных документов.

Как установлено судом, Б.С. представил в Окружную избирательную комиссию сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах.

Достоверность указанных Б.С. сведений никем не оспаривалась, а недостатки в оформлении данного документа (в частности, отсутствие размера жилой площади), не влияет на содержание указанных сведений, что в силу пункта 7 статьи 68 Закона Республики Бурятия не является основанием для отмены его регистрации в качестве кандидата в депутаты.

Таким образом, решение Верховного Суда Республики Бурятия от 13 ноября 2007 года является законным и обоснованным, в связи с чем подлежит оставлению без изменения.

Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как не опровергают по существу выводы суда, а направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, что недопустимо.

В документе, видимо, допущен пропуск текста, восстановить по смыслу который не представляется возможным.

определила:

решение Верховного Суда Республики Бурятия от 13 ноября 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Ч. без удовлетворения.