Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.12.2007 по делу N А21-4917/2007 Поскольку рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, - нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции - не относится к подведомственности арбитражных судов, а входит в полномочия органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство по делу о привлечении ООО к административной ответственности за названное правонарушение подлежит отмене.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2007 г. по делу N А21-4917/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Нефедовой О.Ю., Шпачевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.09.2007 по делу N А21-4917/2007 (судья Сергеева И.С.),

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Пиллкоппен“ (далее - Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 14.09.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 14.09.2007, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Инспекцией 17.07.2007 проведена проверка соблюдения законности оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в принадлежащем Обществу торговом павильоне, расположенном по адресу: Калининградская область, Краснознаменский район, поселок Пограничный, улица Центральная.

При проведении проверки Общество не представило Инспекции разделы “Б“ справок, прилагаемых к торгово-транспортным накладным на следующие сорта водки: “Пшеничная“, “Столичная“, “Океан“.

По данному факту Инспекция составила акт от 17.07.2007 N 0239, протокол об административном правонарушении от 16.08.2007, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, и обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ (далее - Закон) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенных на территории Российской Федерации), является одним из документов, подтверждающих легальность оборота указанной продукции.

Правила заполнения справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864. Согласно пункту 7 данных Правил раздел “Б“ справки заполняется с соблюдением следующих требований: в левой части раздела указываются реквизиты
и данные организации-продавца; в правой части раздела при заполнении справки организацией-продавцом указываются реквизиты и данные организации-покупателя.

Оформленная в соответствии с установленными правилами справка к товарно-транспортной накладной в силу пункта 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, должна быть в наличии у продавца.

Розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без справки к товарно-транспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Особенностью квалификации административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ является деяние, выразившееся в отсутствии как таковых документов, свидетельствующих о легальности алкогольной продукции, находящейся на реализации.

Между тем из материалов настоящего дела усматривается, что разделы “Б“ справок, прилагаемых к товарно-транспортным накладным, на сорта водки “Пшеничная“, “Столичная“ и “Океан“, у Общества фактически имелись и были представлены в суд. Копии этих документов имеются в материалах дела.

Таким образом, суд правомерно указал, что отсутствие в месте торговли раздела “Б“ справок, прилагаемых к товарно-транспортным накладным на алкогольную продукцию, образует состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

В связи с этим суд отказал в удовлетворении заявления Инспекции о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Вместе с тем согласно разъяснениям, данным в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к
административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. Однако, если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.

При таком положении, с учетом того, что статьей 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 названного Кодекса, не отнесено к подведомственности арбитражных судов, а в соответствии с положениями статьи 23.50 Кодекса является правомочием органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство по делу подлежало прекращению, а протокол об административном правонарушении от 16.08.2007 и прилагаемые к нему документы - возвращению Инспекции.

При таком положении кассационная инстанция считает правильным отменить решение от 14.09.2007, а производство по делу - прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.09.2007 по делу N А21-4917/2007 отменить.

Производство по делу прекратить.

Председательствующий

Е.О.Матлина

Судьи

О.Ю.Нефедова

Т.В.Шпачева