Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 16.11.2007 N 73-Г07-13 Отсутствие в подписных листах кандидата в депутаты в данных о сборщике подписей избирателей наименования субъекта РФ является основанием для признания содержащихся в них подписей недействительными.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 ноября 2007 г. N 73-Г07-13

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего В.Б. Хаменкова,

судей В.Н. Соловьева и А.В. Харланова

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе территориальной избирательной комиссии муниципального образования “Кяхтинский район“ на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 31 октября 2007 года, которым удовлетворено заявление М. о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии от 23 октября 2007 года N 16 об отказе в его регистрации кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 6.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение
прокурора Генеральной прокуратуры РФ Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

23 октября 2007 года территориальной избирательной комиссией муниципального образования “Кяхтинский район“, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 6, принято решение N 16 об отказе в регистрации М. кандидатом в депутаты.

Поводом к принятию такого решения послужило признание всех представленных кандидатом 239 подписей избирателей недействительными.

М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии об отказе в его регистрации кандидатом в депутаты Народного Хурала.

В обоснование требований сослался на то, что отсутствие в подписных листах в адресе места жительства сборщика подписей наименования субъекта Российской Федерации не является нарушением избирательного законодательства, которое могло бы препятствовать его регистрации кандидатом.

Решением суда от 31 октября 2007 года заявление М. удовлетворено.

В кассационной жалобе избирательная комиссия, исполняющая полномочия окружной избирательной комиссии, просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда неправильным и подлежащим отмене.

В соответствии с подпунктом д) пункта 24 статьи 38 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Как
следует из материалов дела, кандидатом М. для регистрации были представлены подписные листы, содержащие 239 подписей избирателей.

Учитывая, что в подписных листах в адресе места жительства сборщика подписей не указан субъект Российской Федерации, все представленные М. подписи были признаны недействительными, в связи с чем 23 октября 2007 года избирательная комиссия приняла оспариваемое решение об отказе в его регистрации кандидатом в депутаты.

Отменяя данное решение, суд сделал ошибочный вывод о том, что отсутствие в подписных листах кандидата М. в данных о сборщике подписей избирателей наименования субъекта Российской Федерации не могло служить основанием для признания содержащихся в них подписей недействительными.

Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными должны предусматриваться законом.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 7 статьи 26 Закона Республики Бурятия “О выборах в Народный Хурал Республики Бурятия“ недействительными считаются все подписи в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения и (или) о кандидате указаны не в полном объеме.

В силу пункта 7 статьи 25 названного Закона Республики подписной лист заверяется подписью лица, собиравшего подписи избирателей с указанием своих фамилии, имени, отчества, года рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно дня и месяца рождения), адреса места жительства, серии и номера паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

В соответствии с понятиями, определенными в пункте 5 статьи 2 Федерального закона “Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, адресом места жительства является адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Судом бесспорно установлено, что во всех отобранных для проверки подписных листах кандидата М. в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, наименование субъекта Российской Федерации отсутствует.

При таких обстоятельствах вывод суда о необоснованности решения избирательной комиссии, признавшей все подписи избирателей недействительными в полном соответствии с приведенными выше положениями избирательного законодательства, об отказе в регистрации М. кандидатом в депутаты, следует признать незаконным, а его решение неправильным и подлежащим отмене.

Довод суда о том, что отсутствие в адресе места жительства сборщика подписей не препятствует однозначному восприятию указанных о нем сведений и исключает их иное толкование, является несостоятельным.

Каких-либо оговорок или условий, при наступлении которых подписи избирателей могли бы быть признаны действительными в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, указаны не в полном объеме, избирательное законодательство не содержит.

Выяснение степени восприятия и толкования таких сведений нарушал бы принцип равенства прав всех кандидатов перед законом.

Указанное в адресе места жительства сборщика подписей наименование административного центра одного из районов Республики Бурятия не совпадает с наименованием данного субъекта Российской Федерации, что как конкретное обстоятельство дела было учтено Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, в частности, в определении от 23 декабря 2005 года по делу N 48-Г05-25.

На основании изложенного Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ,

определила:

решение Верховного Суда Республики Бурятия от 31 октября 2007 года отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении заявления М. отказать.

Председательствующий

В.Б.ХАМЕНКОВ

Судьи

В.Н.СОЛОВЬЕВ

А.В.ХАРЛАНОВ