Решения и определения судов

Определение Конституционного Суда РФ от 16.10.2007 N 662-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. на нарушение его конституционных прав положениями абзацев первого и второго пункта 6 статьи 17 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 октября 2007 г. N 662-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНИНА Ф.И.О. НА НАРУШЕНИЕ

ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ АБЗАЦЕВ ПЕРВОГО

И ВТОРОГО ПУНКТА 6 СТАТЬИ 17 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина Е.А. Панова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный
Суд Российской Федерации гражданин Е.А. Панов оспаривает конституционность положений абзацев первого и второго пункта 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, согласно которым размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год; коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.

Заявитель считает, что этими нормами не соблюдается баланс между размером его пенсии и уровнем жизни и тем самым нарушается его конституционное право на пенсию.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Е.А. Пановым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1).

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе индексации пенсий как одного из способов повышения их размеров. Выбор критериев индексации также является прерогативой законодателя, который вправе, как отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П, изменять их, в том числе в зависимости от роста цен, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.

Избрав в качестве критерия индексации базовой части трудовых пенсий темпы роста
инфляции за соответствующий период, законодатель предусмотрел в пункте 6 статьи 17 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ регулярное увеличение размера трудовых пенсий.

Такое правовое регулирование, имеющее целью не допустить снижение жизненного уровня пенсионеров, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан и противоречащее приведенным конституционным принципам.

Выражая неудовлетворенность установленным федеральным законодателем порядком индексации базовой части пенсии и предъявляя требования об индексации пенсии в соответствии со сложившимся в регионе уровнем цен на потребительские товары и коммунальные услуги, заявитель фактически ставит вопрос об изменении правового механизма индексации, разрешение которого не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ