Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.12.2007 по делу N А44-982/2007 ИФНС неправомерно доначислила учреждению налог на прибыль, сославшись на необоснованное невключение в состав внереализационных доходов суммы списанной кредиторской задолженности перед государственными внебюджетными фондами, поскольку спорная сумма списана по решению инспекции в соответствии с Постановлением Правительства РФ, а государственные внебюджетные фонды входят в бюджетную систему РФ и признаются бюджетами для целей налогообложения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2007 г. по делу N А44-982/2007

Резолютивная часть постановления оглашена 06.12.2007.

Полный текст постановления изготовлен 10.12.2007.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Дмитриева В.В., Кочеровой Л.И., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Новгородской области Волковой Е.Н. (доверенность от 12.10.2007 N 2.2-03/14355), рассмотрев 06.12.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 18.06.2007 (судья Куропова Л.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2007 (судьи Осокина Н.Н., Пестерева О.Ю., Виноградова Т.В.) по делу
N А44-982/2007,

установил:

государственное (унитарное) предприятие Учреждение ОЯ 22/9 ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением (с учетом уточнений - л.д. 65) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Новгородской области (далее - Инспекция) от 14.12.2006 N 47 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), доначисления налога на прибыль и начисления пеней по нему (пункт 1.8.3 мотивировочной части решения Инспекции).

Решением от 18.06.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.09.2007, ненормативный акт Инспекции от 14.12.2006 N 47 в части взыскания с Учреждения 374050 руб. 37 коп. налога на прибыль организаций, начисленных пеней и штрафных санкций в сумме 74810 руб. признан недействительным.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить вынесенные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела. Податель жалобы указывает на то, что государственные внебюджетные фонды не относятся к бюджетам разных уровней. Суммы списанной кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами государственных внебюджетных фондов в соответствии с пунктом 18 статьи 250 НК РФ подлежат отнесению в состав внереализационных доходов и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке.

В отзыве Учреждение просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения. Одновременно им заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителей, которое подлежит удовлетворению.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со
статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения Учреждением законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций за период с 01.01.2003 по 31.12.2005. Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 16.11.2006 N 41.

Рассмотрев материалы выездной налоговой проверки, Инспекция приняла решение от 14.12.2006 N 47, в пункте 1.8.3 которого указано, что в нарушение статьи 250 НК РФ Учреждением не учтена в составе внереализационных доходов за 2005 год прибыль в виде списанной кредиторской задолженности перед государственными внебюджетными фондами в размере 1558544 руб. 32 коп.

По мнению налогового органа, положения подпункта 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ в данном случае неприменимы, поскольку бюджеты государственных внебюджетных фондов не признаются бюджетами для целей налогообложения.

Учреждение оспорило ненормативный акт Инспекции в части привлечения к налоговой ответственности, доначисления налога на прибыль и начисления пеней по нему в судебном порядке.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив доводы, изложенные в жалобе, находит обжалуемые судебные акты законными и обоснованными исходя из следующего.

Согласно статье 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

В силу пункта 1 статьи 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

В пункте 18 статьи 250 НК РФ указано, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед
кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 N 144-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы“ в подпункт 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2007, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005.

В соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 144-ФЗ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов (сборов), пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2005 N 660 “Об урегулировании задолженности по обязательным платежам Федеральных государственных унитарных предприятий, учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней“ (далее - Постановление N 660) установлено, что задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшаяся в связи с отвлечением в 1993 - 2001 годах средств на нужды исправительных учреждений, а также начисленные на нее пени подлежат списанию.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Постановлением N 660 Инспекция вынесла решение от 23.12.2005 N 1, которым списала кредиторскую задолженность Учреждения по обязательным
платежам, пеням и штрафам в размере 4816445 руб. 76 коп., в том числе задолженность по единому социальному налогу, пеням и штрафам в части, зачисляемой в ФСС, ФФОМС, ТФОМС, и задолженность по страховым взносам и пеням, зачисляемым в пенсионный фонд (л.д. 61).

Как видно, списание спорной суммы задолженности перед бюджетами разных уровней произведено налоговым органом на основании Постановления N 660.

Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что сумма списанной кредиторской задолженности исходя из положений подпункта 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ не может быть учтена в составе внереализационных доходов Учреждения за 2005 год.

Относительно довода Инспекции о том, что государственные внебюджетные фонды согласно статье 11 НК РФ не относятся к бюджетам разных уровней, следует отметить следующее.

Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях, если иное не предусмотрено Кодексом.

Пунктом 2 статьи 11 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2007, было установлено, что под бюджетами (бюджетом) в Кодексе понимаются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты), а под внебюджетными фондами - государственные внебюджетные фонды, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.

С 01.01.2007 такие понятия, как “бюджет“ и “внебюджетные фонды“ из статьи 11 НК РФ исключены. Следовательно, законодатель пришел к выводу о том, что правовая природа платежей во внебюджетные фонды не противоречит налогам, тем более, что они являются составной частью единого социального
налога и контроль за их поступлением во внебюджетные фонды в силу прямого указания закона осуществляют налоговые органы.

Кроме того, в силу статьи 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, находящихся в федеральной собственности, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Вместе с тем согласно статье 10 БК РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней: федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; местных бюджетов, в том числе бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских округов, бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджетов городских и сельских поселений.

Следовательно, бюджеты государственных внебюджетных фондов входят в бюджетную систему Российской Федерации, поэтому доводы Инспекции о том, что государственные внебюджетные фонды не признаются бюджетами для целей налогообложения и в данном случае должны применяться положения пункта 18 статьи 250 НК РФ, отклоняются как не основанные на нормах налогового законодательства.

Более того, Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ подпункт 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ изложен в новой редакции, вступающей в силу с 01.01.2008, действие которой распространяется на правоотношения, возникшие
с 01.01.2005.

При этом подпункт 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ в новой редакции предусматривает, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суды правомерно указали на то, что у Инспекции не было оснований для включения списанной по решению налогового органа суммы кредиторской задолженности в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль Учреждения, и обоснованно признали решение Инспекции от 14.12.2006 N 47 в этой части недействительным.

Доводы кассационной жалобы налогового органа в полной мере рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций и сводятся непосредственно к оценке доказательств о фактических обстоятельствах дела, что в соответствии со статьями 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Более того, в жалобе Инспекция не приводит иных доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судами, и не ссылается на обстоятельства, опровергающие их выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах.

Таким образом, решение суда и постановление апелляционной инстанции соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 18.06.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2007 по делу N А44-982/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы N 7 по Новгородской области - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Новгородской области в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий

Н.А.Морозова

Судьи

В.В.Дмитриев

Л.И.Кочерова