Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 12.09.2007 N 10719/07 по делу N А19-25133/06-54 В передаче дела по иску о взыскании расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате тепловой энергии, в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 сентября 2007 г. N 10719/07

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Отделения по г. Иркутску Управления федерального казначейства по Иркутской области (ул. 5-й Армии, д. 29, г. Иркутск, 664025) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 13.03.2007 по делу N А19-25133/06-54 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.07.2007 по тому же делу по иску муниципального производственного теплоэнергетического предприятия “Иркутсктеплоэнерго“ к
Российской Федерации в лице Минфина России, Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области о взыскании 44233770 рублей 56 копеек расходов, связанных с предоставлением гражданам в 2004 году льгот по оплате тепловой энергии, в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Главное управление социальной защиты населения Иркутской области (правопреемник - Департамент социальной защиты населения Иркутской области), МО “Город Иркутск“ в лице Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска.

Суд

установил:

до принятия решения по делу истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказался от исковых требований в сумме 75928 рублей 43 копеек, судом отказ принят, производство по делу в этой части прекращено.

Решением суда первой инстанции от 13.03.2007, подтвержденным судом кассационной инстанции, исковые требования удовлетворены: с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взыскано 44157842 рубля 13 копеек расходов. В иске к Иркутской области отказано.

При рассмотрении спора суды исходили из следующих обстоятельств.

Истец в 2004 году предоставлял отдельным категориям граждан льготы по оплате тепловой энергии, предусмотренные Федеральным законом “О ветеранах“.

Невозмещение истцу расходов от предоставления названных льгот послужило основанием для обращения с настоящим иском.

Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела.

Согласно статье 10 Федерального закона “О ветеранах“ источником финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта Российской Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.

Судом установлено, что финансирование на реализацию Федерального закона “О ветеранах“ в 2004 году из федерального бюджета в бюджет
Иркутской области не производилось, как не предусмотренное Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2004 год“.

Выделенные Иркутской областью денежные средства из областного бюджета на реализацию Федерального закона “О ветеранах“ не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.

Возложение обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, наличие состава гражданского правонарушения не доказано.

Приведенные заявителем
доводы были предметом рассмотрения судами, и им давалась правовая оценка. Нарушений норм материального права не установлено.

Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, суды учитывали, что причинение убытков истцу связано с бездействием Минфина России, выразившимся в недостаточном финансировании расходов на реализацию Федерального закона “О ветеранах“.

Государство не отменяло и не приостанавливало действие данного Закона, поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете.

Поскольку органы государственной власти не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, суды правомерно на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворили исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.

Довод заявителя о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела по существу направлен на переоценку доказательств по делу, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию надзорной инстанции.

При таких обстоятельствах по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А19-25133/06-54 Арбитражного суда Иркутской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 13.03.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.07.2007 по тому же делу отказать.

Председательствующий судья

О.А.КОЗЛОВА

Судья

Л.Г.ВОРОНЦОВА

Судья

Н.А.КСЕНОФОНТОВА