Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.12.2007 по делу N А13-5169/2007 Требование таможни о предоставлении ООО заключения Ростехнадзора о том, что вывозимые с территории РФ лом и отходы черных металлов не подпадают под действие Постановления Правительства РФ “О трансграничном перемещении отходов“, признано судом недействительным, поскольку из представленных ООО документов следует, что спорный товар не содержит опасных веществ, вывоз которых регулируется названным постановлением.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 декабря 2007 г. по делу N А13-5169/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Любченко И.С., при участии от Вологодской таможни Мокиевской С.Ю. (доверенность от 09.01.07 N 16), Степура Н.А. (доверенность от 07.08.07 N 02-22/5462), Нарушева С.В. (доверенность от 11.01.07 N 02-22/155), рассмотрев 05.12.07 (после объявленного 28.11.07 перерыва) в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вологодской таможни на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06.08.07 по делу N А13-5169/2007 (судья Логинова О.П.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Норд Стил“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным
требования Вологодской таможни (далее - таможня) от 19.04.07 о предоставлении заключения аккредитованной лаборатории о соответствии лома и отходов черных металлов ГОСТу 2787-75 либо заключения Ростехнадзора о том, что декларируемый товар не подпадает под действие постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.03 N 442 “О трансграничном перемещении отходов (далее - Постановление от 17.07.03 N 442).

Решением суда от 06.08.07 заявление общества удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе таможня просит отменить решение от 06.08.07, поскольку, по ее мнению, суд счел установленными недоказанные обстоятельства и изложил в судебном акте выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. Податель жалобы указывает на то, что в ходе проверки таможенной декларации выявлено несоблюдение заявителем условий выпуска товара, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 149 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). В нарушение требований пункта 1 статьи 166, пунктов 1 и 3 статьи 131 ТК РФ должным образом не подтверждены сведения о соблюдении запретов и ограничений, установленных Постановлением от 17.07.03 N 442. В свою очередь, документы, представленные при декларировании, не подтверждают соответствие товара ГОСТу 2787-75.

В судебном заседании представители таможни поддержали доводы кассационной жалобы.

Дело рассмотрено без участия представителей общества, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что общество подало в таможню грузовую таможенную декларацию N 10204040/180407/0013337, согласно которой в таможенном режиме экспорта заявлен товар - лом и отходы стали. Таможенный орган письменно потребовал от декларанта представления заключения аккредитованной лаборатории о соответствии лома и отходов черных металлов ГОСТу 2787-75 либо заключения Ростехнадзора о том, что декларируемый товар
не подпадает под действие Постановления от 17.07.03 N 442.

Признавая оспариваемое требование таможни недействительным, суд установил, что товар соответствует ГОСТу 2787-75, в связи с чем на его вывоз не распространяются ограничения, предусмотренные Постановлением от 17.07.03 N 442.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы таможенного органа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 ТК РФ при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 63 ТК РФ таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Если декларант претендует на неприменение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, декларант обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные сведения.

Выпуск товаров осуществляется при условии, если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании
внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров (подпункт 2 пункта 1 статьи 149 ТК РФ).

Как указано в пункте 1 статьи 166 ТК РФ, экспорт товаров осуществляется при условии уплаты ввозных таможенных пошлин в порядке, предусмотренном названным Кодексом, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и выполнении иных требований и условий, установленных Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Постановления от 17.07.03 N 442 вывоз с территории Российской Федерации опасных отходов, указанных в приложениях N 1 и 2 к Правилам трансграничного перемещения отходов, утвержденных названным нормативным правовым актом, осуществляется по лицензии, выдаваемой в установленном порядке Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на основании разрешения Министерства природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов на трансграничное перемещение отходов.

В перечни опасных отходов, содержащиеся в приложениях N 1 и 2 Правил трансграничного перемещения отходов, включены отходы металлов и сплавов, в состав которых входят сурьма, кадмий, селен, теллур, таллий, мышьяк, соединения мышьяка, ртуть, соединения ртути.

Из представленных обществом документов следует, что в предъявленном к вывозу товаре не содержится веществ, относящихся к опасным отходам, вывоз которых с таможенной территории Российской Федерации лицензируется.

При отсутствии запретов и ограничений применительно к вывозу спорного товара несостоятелен довод таможни о несоблюдении декларантом условий его выпуска, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 149 ТК РФ.

В пункте 3 статьи 131 ТК РФ не определены документы, которые
декларант обязан представить в таможенный орган в подтверждение того, что вывоз товара свободен от запретов и ограничений. Следовательно, для придания заключению аккредитованной лаборатории или Ростехнадзора статуса обязательного для представления при декларировании такая обязанность должна быть закреплена нормативно, как того требуют нормы пункта 2 статьи 63 ТК РФ. В настоящее время упомянутое заключение не включено ни в один из перечней, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

При этом в ходе мероприятий таможенного контроля таможенный орган вправе истребовать дополнительные документы, но только в случае, если заявленные при декларировании товаров сведения должным образом не подтверждены либо обнаружены признаки их недостоверности (пункт 5 статьи 153 ТК РФ). В противном случае ничем не обусловленное требование представить определенные документы - попытка переложить на декларанта бремя осуществления контрольных мероприятий.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 06.08.07 по делу N А13-5169/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Вологодской таможни - без удовлетворения.

Взыскать с Вологодской таможни в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

Председательствующий

Д.В.Хохлов

Судьи

С.Н.Бухарцев

И.С.Любченко