Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 24.08.2007 N ГКПИ07-1039 В удовлетворении заявления о признании незаконным постановления ЦИК РФ о назначении членов избирательной комиссии субъекта РФ с правом решающего голоса отказано, так как оспариваемое постановление принято в пределах компетенции ЦИК РФ и на основании признания незаконным проведения альтернативных заседаний с участием назначенных членов комиссии, что препятствовало началу нормальной деятельности избирательной комиссии субъекта РФ, состав которой был назначен с соблюдением установленного порядка.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 августа 2007 г. N ГКПИ07-1039

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Толчеева Н.К.

при секретаре Якиной К.А.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Государственной Думы Ставропольского края о признании незаконным постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 10 августа 2007 года о назначении членов избирательной комиссии Ставропольского края с правом решающего голоса,

установил:

Государственная Дума Ставропольского края обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным со дня принятия постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 10 августа 2007 года N 24/189-5 “Об избирательной комиссии Ставропольского края“,
которым назначены члены избирательной комиссии Ставропольского края с правом решающего голоса (пункт 1); предложена кандидатура для избрания на должность председателя избирательной комиссии Ставропольского края (пункт 2); отменены постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 июля 2007 года N 21/174-5 и N 21/175-5 “О назначении членов избирательной комиссии Ставропольского края с правом решающего голоса“ (пункт 3).

В обоснование своих требований заявитель указал на то, что оспариваемым постановлением нарушены права Государственной Думы Ставропольского края по назначению членов избирательной комиссии Ставропольского края в соответствии с пунктами 5, 6 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ (ред. от 26 апреля 2007 г.), пунктами 6, 7 Закона Ставропольского края от 19 ноября 2003 г. N 42-кз “Об избирательных комиссиях в Ставропольском крае“ (ред. от 6 декабря 2005 г.), в силу которых половина членов избирательной комиссии Ставропольского края назначается Государственной Думой Ставропольского края, а другая половина - губернатором Ставропольского края; приняв постановление от 17 мая 2007 года о назначении членов избирательной комиссии законодательный орган Ставропольского края реализовал свои полномочия.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в письменных возражениях указала на то, что при принятии постановления от 10 августа 2007 года были учтены все обстоятельства, возникшие в связи с формированием нового состава избирательной комиссии Ставропольского края, в котором отсутствовала легитимно действующая избирательная комиссия, срок полномочий предыдущего состава истек 3 июня 2007 года, постановления о назначении краевой избирательной комиссии, принятые губернатором края и Государственной Думой Ставропольского края, были отменены решениями Ленинского районного
суда г. Ставрополя от 13 июня 2007 года и Минераловодского городского суда от 5 июля 2007 года, обращенными к немедленному исполнению, на основании этих решений Центральная избирательная комиссия приняла постановления от 19 июля 2007 года N 21/174-5 и N 21/175-5, которыми сформировала избирательную комиссию края в соответствии с пунктом 7 статьи 22 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, между тем в Центральную избирательную комиссию поступили материалы, свидетельствующие о неправомерном проведении 3 августа 2007 года двух альтернативных заседаний с участием назначенных членов краевой избирательной комиссии, в связи с создавшейся ситуацией в крае и в целях обеспечения конституционного права граждан участвовать в выборах и быть избранными в органы государственной власти было принято постановление от 10 августа 2007 года.

Выслушав объяснения представителя Государственной Думы Ставропольского края Б., поддержавшей требование об отмене оспариваемого постановления в полном объеме, представителей Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Г.И.Е. и К., пояснивших, что принятие постановления от 10 августа 2007 года обеспечило начало деятельности нового состава избирательной комиссии, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 23 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ формирование избирательной комиссии субъекта Российской Федерации осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)
на основе предложений, указанных в пункте 1 статьи 22 данного Федерального закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, избирательной комиссии предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; половина членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Согласно пункту 7 статьи 22 названного Федерального закона если уполномоченные на то настоящим Федеральным законом органы государственной власти не назначат состав или часть состава комиссии в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует указанный орган государственной власти, либо если соответствующая комиссия не сформирована, то состав или часть состава избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Из материалов дела видно, что срок полномочий избирательной комиссии Ставропольского края предыдущего состава истек 3 июня 2007 года, по состоянию на 19 июля 2007 года, когда Центральной избирательной комиссии Российской Федерации были приняты постановления N 21/174-5 и N 21/175-5 “О назначении членов избирательной комиссии Ставропольского края с правом решающего голоса“, постановления законодательного (представительного) органа государственной власти и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации были отменены решениями судов, обращенными к немедленному исполнению. Следовательно, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действовала в рамках своих полномочий, сформировав краевую избирательную комиссию.

Основанием для принятия постановления от 10 августа 2007 года, как следует из объяснений представителей Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и представленных доказательств, явилось не отсутствие ранее сформированной избирательной комиссии края, а незаконное проведение 3 августа 2007 года альтернативных заседаний с участием назначенных членов комиссии,
что препятствовало началу нормальной деятельности избирательной комиссии Ставропольского края, состав которой был назначен 19 июля 2007 года с соблюдением установленного порядка.

Постановлением от 10 августа 2007 года, как усматривается из его содержания, члены избирательной комиссии Ставропольского края не назначались вновь, а был подтвержден состав комиссии, законно сформированной 19 июля 2007 года, данный состав был дополнен лишь кандидатурой Г.И.Н. из числа лиц, назначенных Государственной Думой Ставропольского края, что закону не противоречит, а также предложена кандидатура для избрания на должность председателя избирательной комиссии Ставропольского края в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 28 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

В судебном заседании представитель заявителя не отрицал, что избирательная комиссия сформирована на основе предложений, указанных в пункте 1 статьи 22, пункте 5 статьи 23 этого Федерального закона. Нарушение требований названных статей Закона заявителем не указывалось и в качестве основания оспаривания постановления.

Принятие постановления от 10 августа 2007 года, подтвердившего общий состав избирательной комиссии Ставропольского края, устранило препятствия для начала деятельности ранее сформированной комиссии, 13 августа 2007 года состоялось первое заседание избирательной комиссии нового состава, и с этого дня на основании пункта 3 статьи 28 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ прекращены полномочия комиссии предыдущего состава.

Отмена данного постановления, в том числе пункта 3, на чем настаивает заявитель, привела бы лишь к восстановлению действия постановлений от 19 июля 2007 года и, следовательно, ситуации, сложившейся на эту дату, требовавшей внесения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации предложения для избрания кандидатуры
на должность председателя, что привело бы к нарушению права граждан края на участие в выборах, учитывая незначительный срок до начала избирательной кампании.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Государственной Думы Ставропольского края о признании незаконным постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 10 августа 2007 года о назначении членов избирательной комиссии Ставропольского края с правом решающего голоса отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.К.ТОЛЧЕЕВ