Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.11.2007 по делу N А21-7847/2006 Суд правомерно отказал в признании незаконным постановления таможни о привлечении ООО к административной ответственности за пользование транспортным средством в нарушение режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области, под который оно помещено, поскольку общество в нарушение норм действующего законодательства использовало для международной перевозки груза из Финляндии в Санкт-Петербург названное транспортное средство.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2007 г. по делу N А21-7847/2006

Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Мунтян Л.Б. и Подвального И.О., при участии от Выборгской таможни Заркова М.Н. (доверенность от 09.01.2007 N 05-01/52), рассмотрев 28.11.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “ПП Книга“ на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2007 по делу N А21-7847/2006 (судьи Гафиатуллина Т.С., Савицкая И.Г., Семенова А.Б.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “ПП Книга“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области
с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни (далее - Таможня) от 30.11.2006 по делу об административном правонарушении N 10206000-1368/2006 о привлечении его к административной ответственности на основании части 2 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 07.02.2007 заявление Общества удовлетворено.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2007 решение от 07.02.2007 отменено, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление от 18.06.2007, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права. Податель жалобы считает, что в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.

В судебном заседании представитель Таможни возражал против удовлетворения жалобы.

Общество о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что 01.09.2006 на таможенную территорию Российской Федерации прибыли принадлежащие Обществу седельный тягач и прицеп с товаром, следующие по из Финляндии в Санкт-Петербург по процедуре МДП.

В ходе проведения контрольных мероприятий Таможней установлено, что в 2004 году седельный тягач помещен под таможенный режим свободной таможенной зоны, действующий на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, с отметкой в паспорте транспортного средства: “ввоз на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и таможенного союза разрешается при условии уплаты ввозных таможенных пошлин и других платежей“. Таможенный режим свободной таможенной зоны в отношении транспортного средства не завершался.

Данные обстоятельства послужили основанием
для вынесения Таможней определения о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ. Результаты административного расследования отражены в протоколе от 01.11.2006.

Постановлением от 30.11.2006 по делу об административном правонарушении N 10206000-1368/2006 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 16.19 КоАП РФ за пользование седельным тягачом в нарушение таможенного режима свободной таможенной зоны, под который он помещен, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере однократной стоимости транспортного средства, являющегося предметом административного правонарушения, что составляет 1574000 руб.

Общество оспорило постановление Таможни в судебном порядке.

Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества, указав на то, что действие Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ “Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Закон N 16-ФЗ) не распространяется на транспортные средства, ввезенные и помещенные под режим свободной таможенной зоны до его вступления в силу, а следовательно, заявитель не нарушил требования таможенного режима свободной таможенной зоны.

Апелляционный суд отказал Обществу в удовлетворении заявления, усмотрев в его действиях состав вменяемого ему в вину административного правонарушения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены, в том числе передача прав использования таможенного режима посредством передачи в отношении товаров и (или) транспортных средств прав владения, пользования
или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенным режимом, другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Таможенный режим - это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами (подпункт 22 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации; далее - ТК РФ).

Согласно статье 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных подразделом 2 (“Таможенные режимы“) раздела II (“Таможенные процедуры“) Таможенного кодекса Российской Федерации, и соблюдать этот таможенный режим. Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, - это таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном
регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, устанавливаемых Законом N 16-ФЗ (часть 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ).

Таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, действует в отношении иностранных товаров, ввозимых на территорию Калининградской области и используемых на этой территории юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 9 Закона N 16-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 16-ФЗ моторные транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, морские и воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, имеющие для таможенных целей статус иностранных товаров, ввезенные на территорию Калининградской области и помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, рассматриваются как транспортные средства для таможенных целей при осуществлении международных перевозок между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также перевозок товаров и пассажиров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации при выполнении следующих условий:

1) транспортные средства должны быть зарегистрированы на территории Калининградской области;

2) транспортные средства должны принадлежать юридическим лицам, указанным в части 2 статьи 9 Закона N 16-ФЗ.

Действие положений статей 9 и 15 Закона N 16-ФЗ распространяется и на юридических лиц, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые на день вступления в силу Закона N 16-ФЗ (01.04.2006) осуществляли свою деятельность на основании Федерального закона от 22.01.1996 N 13-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Калининградской области“ (часть 1 статьи 23 Закона N 16-ФЗ).

Из приведенных нормативных положений следует, что соблюдать требования статьи 9 и пункта 1 статьи 15 Закона N 16-ФЗ
обязаны и лица, поместившие транспортные средства под таможенный режим свободной таможенной зоны до вступления этого Закона в силу.

Материалами дела подтверждается, что Общество осуществляло международную перевозку между территорией иностранного государства и остальной частью таможенной территории Российской Федерации с использованием спорного транспортного средства, что является нарушением условий таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области. Следовательно, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ.

Судами первой и апелляционной инстанций не установлено нарушений Таможней процедуры привлечения Общества к административной ответственности, податель жалобы также не ссылается на такие нарушения.

При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно отменил решение суда первой инстанции и отказал Обществу в удовлетворении заявления.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены не имеется.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2007 по делу N А21-7847/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “ПП Книга“ - без удовлетворения.

Председательствующий

И.С.Любченко

Судьи

Л.Б.Мунтян

И.О.Подвальный