Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 15.06.2007 N 6798/07 по делу N А26-4601/2006-14 В передаче дела по иску о взыскании расходов, понесенных в результате предоставления гражданам льгот по оплате проездных железнодорожных документов, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как Минфин России доказательств нецелевого использования субъектов РФ денежных средств, выделенных из федерального бюджета, а также доказательств наличия неиспользованного остатка этих средств не представил, суд правомерно удовлетворил иск за счет казны РФ в лице Минфина России.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 июня 2007 г. N 6798/07

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления Федерального казначейства по Республике Карелия (ул. Куйбышева, д. 21, г. Петрозаводск, 185000) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Карелия от 25.08.2006 по делу N А26-4601/2006-14 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.02.2007 по тому же делу по иску открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Октябрьская железная
дорога“ к Министерству финансов Российской Федерации, Минфину Республики Карелия о взыскании 518050 рублей расходов, понесенных в результате предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате проездных железнодорожных документов в декабре 2004 года во исполнение Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Республики Карелия.

Суд

установил:

решением суда первой инстанции от 25.08.2006, подтвержденным судом кассационной инстанции, исковые требования удовлетворены: с Минфина России за счет казны Российской Федерации взыскано 518050 рублей убытков.

При рассмотрении спора суды исходили из следующего.

Истец при предоставлении услуг по проезду на железнодорожном транспорте учитывал в декабре 2004 года 50-процентную льготу по оплате, предусмотренную Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Факт предоставления льгот и их размер подтверждены реестром оформления проездных документов, составленным с применением системы “Экспресс“, использование которой предусмотрено пунктом 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30.

Невозмещение истцу расходов от предоставления названных льгот послужило основанием для обращения с настоящим иском.

Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов
относится к компетенции федеральных органов государственной власти.

Порядком предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 (действие Порядка продлено на 2004 год), определено, что предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Минфин России на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке. Расходование предоставленных субсидий и субвенций осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Судом установлено, что перечисленных из федерального бюджета денежных средств оказалось недостаточно для компенсации расходов истца.

Учитывая, что Минфином России доказательств нецелевого использования Минфином Республики Карелия денежных средств, выделенных из федерального бюджета, а также доказательств наличия неиспользованного остатка этих средств не представлено, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.

Заявитель (Минфин России) не согласен с состоявшимися судебными актами, просит об их отмене. По мнению заявителя, факт предоставления льгот и сумма понесенных убытков не подтверждены надлежащими доказательствами.

Между тем судом установлен факт предоставления льгот и их размер на основании данных АСУ “Экспресс“, названные доказательства соответствуют требованиям статей 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку вопрос о возмещении убытков от предоставления льгот гражданам по оплате проездных железнодорожных документов касается не применения норм материального права, а представления доказательств в обоснование размера убытков, и в компетенцию надзорной инстанции не входит переоценка доказательств по делу, оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А26-4601/2006-14 Арбитражного суда Республики Карелия для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 25.08.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.02.2007 по тому же делу отказать.

Председательствующий судья

О.А.КОЗЛОВА

Судья

Л.Г.ВОРОНЦОВА

Судья

Н.А.КСЕНОФОНТОВА