Решения и определения судов

Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 424-О-О “По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о проверке конституционности статьи 2 Закона Российской Федерации “О налоговых органах Российской Федерации“ и части 3 статьи 30 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 июня 2007 г. N 424-О-О

ПО ЗАПРОСУ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ - КУРУЛТАЯ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ

СТАТЬИ 2 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ “О НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“ И ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Л. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.Г. Стрекозова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“
предварительное изучение запроса Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан,

установил:

1. В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан оспаривает конституционность статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года “О налоговых органах Российской Федерации“ в редакции Федерального закона от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, согласно которой единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов, и части 3 статьи 30 Федерального закона от 27 июля 2004 года “О государственной гражданской службе Российской Федерации“, согласно которой по соглашению сторон служебного контракта представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий.

По мнению заявителя, формирование федеральных экономических служб, в том числе кадрового состава Федеральной налоговой службы, составляет предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а потому назначение на должность и освобождение от должности руководителя управления Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации должны осуществляться по результатам обязательного предварительного согласования с органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации; между тем оспариваемые положения Закона Российской Федерации “О налоговых органах Российской Федерации“ и Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации“ не содержат соответствующего регулирования и тем самым
не соответствуют статьям 71 (пункты “г“, “ж“), 72 (пункт “и“ части 1), 73 и 78 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

2. Согласно Конституции Российской Федерации федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации (статья 71 пункт “т“); по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (статья 76 часть 1); федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц (статья 78 часть 1).

Вопросы, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, включая порядок назначения на должность и освобождения от должности федерального государственного гражданского служащего, регулируются Федеральным законом “О системе государственной службы Российской Федерации“, Федеральным законом “О государственной гражданской службе Российской Федерации“, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (статьи 2, 3 и 5 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации“).

Федеральный закон “О государственной гражданской службе Российской Федерации“ не предусматривает, что при решении вопроса о назначении какого-либо лица на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти или освобождения от нее необходимо согласование с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, хотя и не содержит положений, препятствующих такому согласованию, если оно предусмотрено иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или Постановлением Правительства Российской Федерации. Так, согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 года N 773 “Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти“ федеральные министры до решения вопроса о кандидате на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти согласовывают кандидатуру с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Таким образом, закрепленный законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации порядок назначения на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти сам по себе не может рассматриваться как не согласующийся с конституционными положениями.

3. Частью 3 статьи 30 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации“, как следует из ее содержания, регламентируется один из случаев временного перевода государственного служащего по соглашению сторон служебного контракта на иную (невакантную) должность гражданской службы в том же государственном органе на период временного отсутствия (болезнь, отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет и др.) замещающего эту должность на постоянной основе гражданского служащего, т.е. вопросы замещения вакантных должностей государственной гражданской службы данная норма не регулирует.

Что касается статьи 2 Закона Российской Федерации “О налоговых органах“, то она закрепляет принцип построения системы налоговых органов (заявителем не оспариваемый) и вопросы, связанные с назначением на должность и освобождением от должности руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, не регулирует (и регулировать не должна).

4. Согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемая заявителем норма.

Поскольку в вопросе о конституционности статьи 2 Закона Российской Федерации “О налоговых
органах“ и части 3 статьи 30 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации“ неопределенность отсутствует, данный запрос не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, в соответствии с которыми обращение в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимым.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ