Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 25.04.2007 N 4743/07 по делу N А66-4403/2006 Право требования возмещения Российской Федерацией понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан, не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 апреля 2007 г. N 4743/07

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Балахничевой Р.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления федерального казначейства по Тверской области (С.-Петербургское шос., 53а, г. Тверь, 170036) о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 01.08.2006, постановления суда апелляционной инстанции от 17.11.2006 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-4403/2006 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.02.2007 по тому же делу по иску Лихославльского муниципального унитарного
предприятия “Жилкомхоз“ к Российской Федерации в лице Минфина России о взыскании (с учетом уточнения) 8851 рубля 72 копеек расходов, связанных с предоставлением в период с 01.01.2005 по 30.04.2005 отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент социальной защиты населения Тверской области, Территориальный отдел социальной защиты населения Лихославльского района Тверской области, Департамент финансов Тверской области.

Суд

установил:

решением суда первой инстанции от 01.08.2006, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанций, исковые требования удовлетворены: с казны Российской Федерации в лице Минфина России взыскано 8851 рубль 72 копейки расходов.

При рассмотрении спора суды исходили из следующего.

Истец в 2005 году предоставлял гражданам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Невозмещение истцу расходов от предоставления названных льгот послужило основанием для обращения с настоящим иском.

Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела и сторонами не оспариваются.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из федерального бюджета и является целевым.

В соответствии с пунктом 1 Порядка финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1996 N 506, финансирование расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Поскольку перечисленных из федерального бюджета средств на возмещение указанных расходов в достаточном размере, как и доказательств
нецелевого использования Тверской областью бюджетных средств не представлено, суд удовлетворил исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.

Заявитель (Минфин России) не согласен с вынесенными судебными актами, просит об их отмене, ссылаясь на нарушения норм материального права. По мнению заявителя, отсутствуют необходимые признаки для возмещения вреда.

Доводы заявителя были предметом рассмотрения судами, и им давалась правовая оценка. Нарушений норм материального права не установлено. Судами исследованы все обстоятельства по делу и представленные доказательства.

Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, суды учитывали, что причинение убытков истцу непосредственно связано с бездействием Минфина России, выразившимся в невыделении денежных средств, необходимых и достаточных для возмещения расходов предприятиям в связи с предоставлением льгот в соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“.

Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено
финансирование соответствующих льгот.

В результате предоставления названных льгот истцом недополучена сумма 8851 рубль 72 копейки, которая согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации является реальным ущербом и обоснованно взыскана судом за счет средств казны Российской Федерации.

Ссылка заявителя на то, что по состоянию на 17.08.2006 кредиторская задолженность федерального бюджета по жилищно-коммунальным услугам за 2005 год перед хозяйствующими субъектами Лихославльского района Тверской области полностью погашена, не может быть принята во внимание, поскольку выделение данных денежных средств произведено после вынесения решения по настоящему делу.

При таких обстоятельствах по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А66-4403/2006 Арбитражного суда Тверской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 01.08.2006, постановления суда апелляционной инстанции от 17.11.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.02.2007 по тому же делу отказать.

Председательствующий

судья

О.А.КОЗЛОВА

Судья

Р.Г.БАЛАХНИЧЕВА

Судья

Н.А.КСЕНОФОНТОВА