Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2007 N 63-Г07-4 Об отмене решения суда Ненецкого автономного округа от 02.02.2007 и признании недействующим п. 9 ст. 3 Закона НАО “О порядке исчисления стажа государственной службы государственных служащих Ненецкого автономного округа“ от 17.12.1997 N 95-ОЗ.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 апреля 2007 года

Дело N 63-Г07-4

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Хаменкова В.Б.,

Меркулова В.П.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора Ненецкого автономного округа на решение суда Ненецкого автономного округа от 2 февраля 2007 года, которым отказано в удовлетворении заявления исполняющего обязанности прокурора округа о признании недействующим пункта 9 статьи 3 Закона Ненецкого автономного округа от 17 декабря 1997 года “О порядке исчисления стажа государственной службы государственных служащих Ненецкого автономного округа“.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

исполняющий обязанности прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд с заявлением о признании пункта 9 статьи 3 Закона НАО “О порядке исчисления стажа государственной службы государственных служащих Ненецкого автономного округа“ N 95-ОЗ от 17 декабря 1997 года недействующим, ссылаясь на то, что предоставление руководителю органа государственной власти или иного государственного органа права включать в стаж государственной службы государственных служащих округа иных периодов работы (службы) противоречит части 2 статьи 54 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации“ от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, в соответствии с которой такое право принадлежит только Президенту Российской Федерации.

Решением суда от 2 февраля 2007 года в удовлетворении заявления прокурору отказано.

В кассационном представлении прокурор просит об отмене решения суда,
ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда неправильным и подлежащим отмене.

Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу о том, что, поскольку Указ, который устанавливал бы порядок исчисления стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, зачета в стаж иных периодов замещения должностей, Президентом Российской Федерации не принят, субъект Российской Федерации в порядке опережающего правового регулирования вправе принять закон по вопросу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В подтверждение своей позиции суд сослался на пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

Однако данный вывод суда не соответствует положениям названного Федерального закона и является ошибочным.

Согласно указанной норме субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным Федеральным законом в течение трех месяцев.

27 июля 2004 года принят Федеральный закон N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации“, в соответствии с частью 2 статьи 54 которого порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации и зачета в него иных периодов замещения должностей устанавливается указом Президента Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 3 этого же Закона государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также - федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее
также - гражданская служба субъектов Российской Федерации).

Следовательно, правила части 2 статьи 54 Закона установлены в отношении определения порядка исчисления стажа как федеральной гражданской службы, так и гражданской службы субъектов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах у суда не было оснований считать, что федеральный закон по указанному вопросу отсутствует, и субъект Российской Федерации вправе осуществлять по нему собственное правовое регулирование.

Поскольку Президент Российской Федерации наделен федеральным законом правом устанавливать своим указом порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации и зачета в него иных периодов замещения должностей, установление такого порядка любым иным способом на основании закона субъекта Российской Федерации в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 3 названного выше Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ должно рассматриваться как противоречие федеральному закону.

Отсутствие соответствующего указа Президента Российской Федерации в отношении порядка исчисления стажа гражданской службы субъектов Российской Федерации основанием для изменения субъектом Российской Федерации установленных федеральным законом правил являться не может.

Ссылка в решении суда на положения Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации“ о принципах единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации и равные условия ее прохождения является необоснованной.

Субъект Российской Федерации при осуществлении правового регулирования вопросов гражданской службы должен обеспечивать указанные принципы в пределах своей компетенции и в полном соответствии с федеральным законом.

При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении заявления прокурора является незаконным и подлежит отмене.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ,

определила:

решение суда Ненецкого
автономного округа от 2 февраля 2007 года отменить и принять новое решение, которым заявление исполняющего обязанности прокурора Ненецкого автономного округа удовлетворить, пункт 9 статьи 3 Закона Ненецкого автономного округа от 17 декабря 1997 года N 95-ОЗ “О порядке исчисления стажа государственной службы государственных служащих Ненецкого автономного округа“ признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Председательствующий

В.Н.ПИРОЖКОВ

Судьи

В.Б.ХАМЕНКОВ

В.П.МЕРКУЛОВ