Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 11.04.2007 N 3923/07 по делу N А82-2392/2006-9 Право требования возмещения Российской Федерацией понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере, обязанность Российской Федерации по возмещению обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство может быть прекращено только путем его исполнения.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 апреля 2007 г. N 3923/07

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления федерального казначейства по Ярославской области (ул. Свободы, 46, г. Ярославль, 150000) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ярославской области от 12.10.2006 по делу N А82-2392/2006-9 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.12.2006 по тому же делу по иску муниципального унитарного предприятия “Ярославская городская электросеть“ к Минфину России в лице Управления
федерального казначейства по Ярославской области, Департаменту финансов Ярославской области о взыскании 425388 рублей 28 копеек расходов, образовавшихся в результате предоставления в период с 01.02.2003 по 30.11.2004 отдельным категориям граждан льгот по оплате электрической энергии в соответствии с Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ и Указом Президента Российской Федерации от 08.06.1996 N 858 “О дополнительных мерах по реабилитации лиц, репрессированных в связи с участием в событиях в г. Новочеркасске в июне 1962 г.“.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент финансов мэрии г. Ярославля, Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля.

Суд

установил:

решением суда первой инстанции от 12.10.2006, подтвержденным судом кассационной инстанции, исковые требования удовлетворены: с казны Российской Федерации в лице Минфина России взыскано 425388 рублей 28 копеек расходов. В иске к Департаменту финансов Ярославской области отказано.

При рассмотрении спора суды исходили из следующего.

Истец в спорный период предоставлял отдельным категориям граждан льготы по оплате за электрическую энергию, предусмотренные Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Невозмещение истцу расходов от предоставления названных льгот явилось основанием для обращения с настоящим иском.

Положением о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, предусмотрено, что расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

Судом установлено, что выделенных из федерального бюджета денежных средств на реализацию названного Закона оказалось недостаточно.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда
Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации, независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В заявлении о пересмотре в порядке надзора судебных актов Минфин России ссылается на нарушение норм материального права и неполное исследование судом обстоятельств, имеющих существенное значение для дела. Заявитель полагает, что выполнил свои обязанности в полном объеме.

Доводы заявителя были предметом рассмотрения судом кассационной инстанции, и им далась правовая оценка.

Нарушений норм материального права не установлено.

Довод заявителя о выполнении им своих обязанностей в полном объеме подлежит отклонению. Право требования возмещения Российской Федерацией понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. Недостаточность средств, предусмотренных в
федеральном бюджете на реализацию Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ и Указа Президента Российской Федерации от 08.06.1996 N 858 “О дополнительных мерах по реабилитации лиц, репрессированных в связи с участием в событиях в г. Новочеркасске в июне 1962 г.“, не влечет прекращения обязанности Российской Федерации по возмещению истцу расходов, возникших в связи с предоставлением льгот названной категории граждан за свой счет.

Ссылка заявителя на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, по существу сводится к переоценке доказательств по делу, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию надзорной инстанции.

При таких обстоятельствах по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А82-2392/2006-9 Арбитражного суда Ярославской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 12.10.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.12.2006 по тому же делу отказать.

Председательствующий

судья

О.А.КОЗЛОВА

Судья

Л.Г.ВОРОНЦОВА

Судья

Н.А.КСЕНОФОНТОВА