Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 21.03.2007 N 19-Г07-13 Общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Избирательная комиссия субъекта РФ не наделена полномочиями признавать достоверной или недостоверной информацию, содержащуюся в агитационных материалах, размещенных в установленном законом порядке, а также давать поручения главам городских округов и муниципальных районов обеспечить снятие данных агитационных материалов.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 марта 2007 года

Дело N 19-Г07-13

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Еременко Т.И.,

Емышевой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению избирательного объединения Региональное отделение политической партии “Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь“ в Ставропольском крае о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии Ставропольского края от 03.03.2007 N 84/797 “О нарушениях Региональным отделением политической партии “Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь“ в Ставропольском крае требований ст. 45 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“ по кассационной жалобе председателя избирательной комиссии Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 5 марта 2007 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Еременко Т.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Л.Е. Степановой, полагавшего решение оставить без изменения Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 7 декабря 2007 года N 1934-Ш ГДСК назначены выборы депутатов Государственной Думы Ставропольского края на 11 марта 2007 года.

Постановлением избирательной комиссии Ставропольского края от 03.03.2007 N 84/797 “О нарушениях региональным отделением политической партии “Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь“ в Ставропольском крае ст. 45 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“ признана недостоверной размещенная в выпущенных агитационных и информационных материалах “Вернем справедливость в повседневную жизнь“, “Справедливая Россия - справедливый край“, “Вместе с Президентом“ информация о том, что
“11 марта 2007 года состоятся выборы губернатора“. Данным постановлением поручено главам городских округов и муниципальных районов, председателям окружных избирательных комиссий обеспечить снятие не позднее 5 марта 2007 года указанных агитационных материалов, имеющих в тексте слова “11 марта 2007 года состоятся выборы губернатора“. В п. 3 постановления содержится просьба к прокуратуре Ставропольского края и ГУВД Ставропольского края обеспечить надзор за исполнением избирательного законодательства и охрану правопорядка при процедуре снятия незаконных агитационных материалов.

Избирательное объединение Региональное отделение политической партии “Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь“ в Ставропольском крае обратилось в Ставропольский краевой суд с заявлением о признании незаконным и отмене названного постановления указав, что оно противоречит избирательному законодательству, так как указанные агитационные материалы не являются в силу статьи 45 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“ информированием избирателей. В соответствии с пунктом 4 статьи 48 данного Федерального закона избирательное объединение самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

Поскольку указанный Закон не содержит такого полномочия избирательной комиссии, как признания недостоверной информации в отношении агитационных материалов избирательного объединения, участвующего в выборах, поэтому оспариваемое постановление создает препятствие к осуществлению избирательным объединением его избирательных прав, предусмотренных федеральным законодательством.

Кроме того, в п. 2 оспариваемого постановления избирательной комиссии Ставропольского края главам городских округов и муниципальных районов, председателям окружных избирательных комиссий дается поручение обеспечить снятие не позднее 5 марта 2007 года спорных агитационных материалов избирательного объединения регионального отделения политической партии “Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь“ в Ставропольском крае, между тем такими
полномочиями избирательной комиссии не обладает.

В судебном заседании представитель избирательного объединения регионального отделения политической партии “Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь“ поддержал заявленные требования.

Избирательная комиссия Ставропольского края с заявленными требованиями не согласилась и просила суд отказать в их удовлетворении.

Решением Ставропольского краевого суда от 5 марта 2007 г. заявленные избирательным объединением региональное отделение политической партии “Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь“ в Ставропольском крае требования удовлетворены.

Постановление избирательной комиссии Ставропольского края от 03.03.2007 N 84/797 “О нарушениях Региональным отделением политической партии “Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь“ в Ставропольском крае требований статьи 45 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ признано незаконным и отменено.

В кассационной жалобе председатель избирательной комиссии Ставропольского края просил указанное решение суда отменить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.

В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 12.06.2007 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“ информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений.

Как установлено судом, избирательная комиссия Ставропольского края принятие оспариваемого постановления мотивировала тем, что избирательное объединение не относится к определенному п. 1 ст. 45 Федерального закона
от 12.06.2002 N 67-ФЗ кругу субъектов права информирования избирателей по вопросам выборов, информация является недостоверной, поэтому агитационные материалы не отвечают требованиям п. п. 2, 5, 7 ст. 45, ст. 46, п. 6 ст. 56 Федерального закона N 67-ФЗ. Основанием для принятия данного постановления послужили жалобы со стороны граждан.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 12.06.2007 N 67-ФЗ информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов. При этом Региональное отделение политической партии “Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь“ в Ставропольском крае не является субъектом информирования населения.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, согласно которой граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке.

Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума.

Судом установлено, что согласно
заключенному договору от 17 января 2007 года между обществом с ограниченной ответственностью “Ставмедиаком“ и региональным отделением политической партии “Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь“ в Ставропольском крае ООО “Ставмедиаком“ приняло на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг) широкоформатной печати на различных материалах.

При этом избирательным объединением регионального отделения политической партии “Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь“ в Ставропольском крае в избирательную комиссию Ставропольского края поданы заявления и уведомление о выпуске агитационных материалов, с приложением экземпляров печатных материалов, в том числе “Вернем справедливость в повседневную жизнь“, “Справедливая Россия - справедливый край“, “Вместе с Президентом“, содержащих фразу “11 марта 2007 года выборы нового губернатора“. Замечаний и возражений по содержанию агитационных материалов со стороны избирательной комиссии высказано не было.

Судом сделан обоснованный вывод о том, что указанные материалы являются агитационными, поэтому избирательная комиссия Ставропольского края при принятии оспариваемого постановления неправильно применила положения ст. 45 названного Федерального закона.

Кроме того, при принятии оспариваемого постановления избирательная комиссия Ставропольского края вышла за пределы предоставленных ей Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ полномочий, поскольку она не наделена полномочиями признавать достоверной или недостоверной информацию, содержащуюся в агитационных материалах, размещенных в установленном законом порядке, а также давать поручения главам городских округов и муниципальных районов, председателям окружных избирательных комиссий обеспечить снятие указанных агитационных материалов.

Так, статьей 20 настоящего Закона установлено, что комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день
голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.

Также комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти.

В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума настоящего Федерального закона соответствующая комиссия вправе вынести этим кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума предупреждение, которое доводится до сведения избирателей, участников референдума через средства массовой информации либо иным способом.

Также основанием для отмены оспариваемого решения послужило нарушение избирательной комиссией Регламента избирательной комиссии Ставропольского края, утвержденного постановлением избирательной комиссии Ставропольского края от 19.05.2003 N 121/579 при принятии постановления, выразившееся в том, что 28 февраля 2007 года в повестку дня заседания комиссии внесен вопрос о нарушениях Региональным отделением политической партии “Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь“ в Ставропольском крае требований статьи 45 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“, однако данный вопрос не рассматривался, поскольку в производстве Ставропольского краевого суда находилось дело об отмене регистрации Регионального отделения.

По распоряжению председателя избирательной комиссии 3 марта 2007 года подготовлен проект оспариваемого постановления, обсуждение проекта и принятие решения по нему проведены без созыва заседания комиссии путем опроса членов комиссии по телефону с обязательным в последующем подтверждением в подписном листе каждым членом комиссии своего мнения по предложенному проекту, а о проекте постановления региональное отделение извещено не было.

При данных обстоятельствах дела суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о нарушении избирательных прав заявителя и удовлетворении требования о признании оспариваемого постановления
избирательной комиссии Ставропольского края незаконным и подлежащим отмене.

Доводы кассационной жалобы по существу не опровергают выводов суда и фактически сводятся к переоценке обстоятельств данных судом, в связи с чем не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Ставропольского краевого суда от 5 марта 2007 г. - оставить без изменения, а кассационную жалобу председателя избирательной комиссии Ставропольского края - без удовлетворения.