Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 15.03.2007 N 2832/07 по делу N А04-1195/05-15/35 Право требования возмещения с Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 марта 2007 г. N 2832/07

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления федерального казначейства по Амурской области (ул. Ленина, 108, под. 1, г. Благовещенск, 675000) о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 16.08.2006, постановления суда апелляционной инстанции от 15.11.2006 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1195/05-15/35 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.02.2007 по тому же делу по иску домоуправления
N 1 Серышевской квартирно-эксплуатационной части к Финансовому департаменту администрации Амурской области, Минфину России о взыскании 1119848 рублей 87 копеек расходов, возникших в связи с предоставлением в период с 01.01.2004 по 31.12.2004 малообеспеченным гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Амурской области, администрация Серышевского района, Финансовое управление администрации Серышевского района, Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации Амурской области.

Суд

установил:

до принятия решения по делу истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, увеличил сумму иска до 1232524 рублей 99 копеек, из которых 745872 рубля 28 копеек расходов за период с 01.01.2004 по 31.08.2004 просил взыскать с администрации Амурской области в лице ее финансового органа и 486652 рубля 71 копейку расходов за период с 01.09.2004 по 31.12.2004 - с Минфина России.

Решением суда первой инстанции от 16.08.2006 исковые требования удовлетворены частично: с казны Амурской области в лице Финансового департамента администрации Амурской области взыскано 459242 рубля 05 копеек расходов. С казны Российской Федерации в лице Минфина России взыскано 393877 рублей 15 копеек расходов. В остальной части иска отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 15.11.2006, подтвержденным судом кассационной инстанции, решение изменено: с казны Амурской области в лице Финансового департамента администрации Амурской области взыскано 268430 рублей 64 копейки расходов, в остальной части в иске к Финансовому департаменту администрации Амурской области отказано.

При рассмотрении спора суды исходили из следующего.

Истец в спорный период предоставил субсидии гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг. Сумма, на которую предоставлены субсидии, подтверждена материалами дела.

В соответствии с Положением о
предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги.

Согласно статье 15.4 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.

Порядок предоставления в 2004 году дотаций из Фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2003 N 179. Согласно этим Правилам уровень дотаций Амурской области составляет 20 процентов.

Статьей 36 Закона Амурской области “Об областном бюджете на 2004 год“ предусмотрено утверждение в составе расходов областного бюджета на 2004 год Фонда софинансирования социальных расходов в объеме средств, передаваемых в 2003 году из федерального бюджета. Статьей 46 названного Закона установлено, что средства, выделяемые из Фонда софинансирования социальных расходов и направляемые на частичное возмещение расходов бюджетов районов и городов областного значения по предоставлению субсидий населению по оплате жилья и коммунальных
услуг, распределяются администрацией области в пределах общего размера средств, передаваемых из федерального бюджета на указанные цели.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р военный городок Серышево 1 отнесен к закрытым военным городкам, а в соответствии с пунктом 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444 расходы на предоставление субсидий гражданам, проживающим в закрытых военных городках, финансируются за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Поскольку доказательств выделения из федерального бюджета средств на возмещение указанных расходов в достаточном размере Минфином России не представлено, а также, учитывая, что Амурская область обеспечила финансирование субсидий лишь на 20 процентов, суд на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворил исковые требования за счет казны Амурской области и казны Российской Федерации.

Заявитель (Минфин России) просит об отмене состоявшихся судебных актов в части взыскания расходов за счет казны Российской Федерации. По мнению заявителя, у истца отсутствует право на предоставление гражданам субсидий. Также Минфин России считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.

Доводы заявителя были предметом рассмотрения судами, и им давалась правовая оценка. Нарушений норм права не установлено. Судами исследованы все обстоятельства по делу и представленные доказательства.

Ссылка заявителя на отсутствие у истца права на предоставление гражданам субсидий подлежит отклонению. Суд кассационной инстанции указал, что исходя из основания иска по настоящему делу заявлено требование о взыскании расходов, связанных с предоставлением малоимущим гражданам льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, а не субсидий, как ошибочно заявлено в исковом заявлении.

Довод заявителя о возможном двойном финанс*** также подлежит отклонению, поскольку судом неоднократно ***
у Минфина России и Минобороны России доказательства выделен***ных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на компенсацию субсидий главному распорядителю средств в системе Минобороны России. Между тем сведения, необходимые для разрешения вопроса о размерах целевого бюджетного финансирования, названными лицами представлены не были.

При таких обстоятельствах по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А04-1195/05-15/35 Арбитражного суда Амурской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 16.08.2006, постановления суда апелляционной инстанции от 15.11.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.02.2007 по тому же делу отказать.

Председательствующий судья

О.А.КОЗЛОВА

Судья

Л.Г.ВОРОНЦОВА

Судья

Н.А.КСЕНОФОНТОВА