Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.10.2007 по делу N А56-21509/2006 Суд отказал ОАО во взыскании с Российской Федерации расходов, возникших в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте, поскольку общество не представило доказательств, подтверждающих факт несения расходов в заявленном ко взысканию размере.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 октября 2007 г. по делу N А56-21509/2006

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М., при участии от Комитета финансов Санкт-Петербурга - Карпин Д.М. (доверенность от 19.07.2007), от Комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга - Макорта Г.А. (доверенность от 20.12.2006), от открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ - Антипова Ю.Н. (доверенность от 02.08.2007), Салихов Н.С. (доверенность от 02.08.2007), Шатаев Р.Н. (доверенность от 21.05.2007), рассмотрев 30.10.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от
04.05.2007 (судья Несмиян С.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2007 (судьи Жиляева Е.В., Зайцева Е.К., Копылова Л.С.) по делу N А56-21509/2006,

установил:

открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ (далее - Общество, ОАО “РЖД“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Санкт-Петербургу в лице Комитета финансов Санкт-Петербурга о взыскании 55820921 руб. 30 коп. расходов, возникших в результате предоставления в 2004 году (с учетом уточнения иска) льгот в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (далее - Закон N 181-ФЗ).

Определением от 18.09.2006 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Комитет по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга, Минфин РФ.

Определением от 28.03.2007 субъект Российской Федерации Санкт-Петербург исключен из числа ответчиков. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Комитет финансов Санкт-Петербурга и Комитет по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга.

Решением от 04.05.2007 Обществу в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 31.07.2007 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение. Общество ссылается на то, что суд в нарушение требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не исследовал документы, представленные в качестве доказательств несения Обществом расходов, и не дал им надлежащую правовую оценку.

В отзыве на кассационную жалобу Комитет по труду и социальной защите населения просит оставить решение и постановление без изменения. Комитет считает, что
Обществу возмещены все расходы, которые оно понесло в результате предоставления льгот, и доводы подателя жалобы направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество в 2004 году предоставляло гражданам льготы по проезду на железнодорожном транспорте в соответствии с Законом N 181-ФЗ, в результате чего понесло расходы. Невозмещение расходов в полном размере послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом его уточнения).

Статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно статье 30 Закона N 181-ФЗ (в редакции от 23.10.2003) инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.

Пунктами 18 и 19 статьи 4 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов государственной власти.

Источник финансирования указанных льгот Законом N 181-ФЗ не определен.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования средств
Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ (далее - Порядок). Этот Порядок действовал и в 2004 году (постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80). В силу пункта 2 Порядка предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Минфин РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.

Таким образом, Российская Федерация, установив Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ льготы в виде бесплатного проезда, приняла на себя и обязанность полностью возмещать транспортным предприятиям расходы по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.

Следовательно, суд пришел к правильному выводу о том, что возмещение расходов должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.

Вместе с тем суд первой инстанции отказал в иске, поскольку ОАО “РЖД“ не представило доказательств, подтверждающих факт несения расходов в заявленном к возмещению размере, истец со своей стороны не принял мер для проверки достоверности сведений автоматизированной системы учета “Экспресс“ (далее - АСУ “Экспресс“).

Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции и отказала Обществу в приобщении к материалам дела копий купонов кассира с талонами на льготный проезд, поскольку ОАО “РЖД“ не обосновало невозможность их предоставления в суд первой инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно пункту 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации
от 26.07.2002 N 30 (далее - Правила), продажа проездных документов (билетов) на сети железных дорог на поезда дальнего и местного следования производится с помощью АСУ “Экспресс“.

Пунктом 24 Правил установлено обязательное наличие при оформлении льготных проездных билетов данной категории лиц отрывных талонов на право бесплатного проезда, полученных в обмен на бесплатные или льготные проездные документы (билеты) и прилагаемых к отчету билетного кассира.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам. Однако дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.

Податель жалобы считает, что суд необоснованно отклонил ходатайство истца о приобщении к материалам дела копий купонов кассира с талонами на льготный проезд. Общество указывает, что сверка расчетов была назначена на 25.04.2007. Так как до рассмотрения дела оставалось 3 дня, истец был лишен возможности представить указанные документы в судебное заседание.

Вместе с тем из материалов дела усматривается, что определениями от 18.09.2006 и от 28.03.2007 суд просил назначить сверку правильности исчисления размера компенсации с участием Общества и Минфина РФ, возложив обязанности по созыву на ОАО “РЖД“. Суд просил истца представить ответчику для обозрения подлинные документы и талоны на право бесплатного проезда, обосновывающие цену иска.

Во исполнение определения от 28.03.2007 между Минфином РФ и Обществом проведена сверка расчетов, на которую Общество представило документы, подтверждающие предоставление льгот только за июль 2004 года (лист дела 104 тома 1).

При таких обстоятельствах
доводы подателя жалобы о том, что истец был лишен возможности представить указанные документы в суд первой инстанции и у него было лишь 3 дня для проведения сверки расчетов, материалами дела не подтверждаются.

Учитывая, что истец не представил доказательств, подтверждающих факт предоставления льгот и несения им расходов в заявленном размере, суды правомерно отказали в иске.

Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.05.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2007 по делу N А56-21509/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ - без удовлетворения.

Председательствующий

А.А.Кустов

Судьи

О.Г.Соснина

И.М.Тарасюк