Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 05.03.2007 N 64-Г07-7 В удовлетворении заявления о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты отказано правомерно, так как превышено допустимое количество недействительных подписей, выявленных в подписных листах, а справка эксперта, на которой основаны выводы избирательной комиссии и суда, признана допустимым доказательством.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 марта 2007 года

Дело N 64-Г07-7

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Маслова А.М.,

Харланова А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению М. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии двухмандатного избирательного округа N 4 по выборам депутатов Сахалинской областной Думы от 2 февраля 2007 года N 29 об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы четвертого созыва по двухмандатному избирательному по кассационной жалобе М. на решение Сахалинского областного суда от 16 февраля 2007 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Маслова А.М., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от 8 декабря 2006 года N 191Х943 назначены дополнительные выборы депутата Сахалинской областной Думы четвертого созыва по двухмандатному избирательному округу N 4.

Постановлением окружной избирательной комиссии двухмандатного избирательного округа N 4 по выборам депутатов Сахалинской областной Думы от 02 февраля 2007 года N 29 М. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы на основании выявления более 10 процентов недостоверных и недействительных подписей от общего количества проверяемых подписей.

М. обратился в суд с заявлением о признании названного постановления окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы четвертого созыва по двухмандатному избирательному округу и возложении
обязанности на окружную избирательную комиссию двухмандатного избирательного округа N 4 по выборам депутатов Сахалинской областной Думы зарегистрировать его кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы по указанному округу.

Решением Сахалинского областного суда от 16 февраля 2007 г. в удовлетворении заявления М. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии - отказано.

М. подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить, признать подписи и даты их внесения в 83 строках подписных листов достоверными и действительными, обязать окружную избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал ошибочную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения.

Согласно подпункту “д“ пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ (с изменениями и дополнениями) основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Сославшись на данную норму, областной суд правильно указал на то, что иной процент недостоверных и недействительных может быть установлен лишь федеральным законом, а поэтому порог допустимости недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, установленный Законом Сахалинской области от 5 апреля 2004 года N 491 “О выборах депутатов Сахалинской областной Думы“ в размере 25% применим быть
не может в силу противоречия Федеральному закону. На основании ст. 1 ч. 6 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Закона, то есть Федерального закона N 67-ФЗ.

Как установлено судом, по результатам проверки рабочей группой окружной избирательной комиссии необходимых для регистрации кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы подписей избирателей в подписных листах, собранных в поддержку кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы М., из 301 заявленной подписи 88 признаны недействительными и недостоверными, что составило 29,2% от числа подписей, представленных кандидатом. В решении приведены номера подписных листов, строки, содержащие недостоверные или недействительные сведения об избирателях. Заявитель возражает против аргументов суда, который согласился с выводами окружной избирательной комиссии, отбраковавшей эти подписи, в том числе на основании двух заключений экспертов-почерковедов. Ссылка заявителя на возникшие разногласия между экспертами относительно той или иной подписи избирателей не имеет существенного значения и на итог рассмотрения дела повлиять не может, поскольку каждый эксперт независимо один от другого признал более 10% подписей недействительными и недостоверными.

У Судебной коллегии нет оснований ставить под сомнение выводы суда. Отказывая в удовлетворении заявления, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал подробный анализ законодательства, регулирующего поставленные в заявлении вопросы, правильно применил нормы материального и процессуального законодательства, свои
выводы обосновал тем, что указанное количество подписей и дат получено в результате двойной экспертной оценки, превышает допустимый порог. Оснований не доверять выводам экспертов, обладающих специальными познаниями, у суда не имелось. Поскольку порядок проведения почерковедческой экспертизы подписных листов и содержание заключения эксперта избирательным законодательством не урегулированы, справка эксперта в подтвержденном в судебном заседании объеме подписей избирателей, признается судом доказательством, подтверждающим недействительность 47 подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы четвертого созыва М.

Ссылка заявителя на 45 заявлений избирателей, которые, как он полагает, свидетельствуют о подлинности их подписей в подписных листах, не дают оснований сделать такой вывод. У Судебной коллегии отсутствует возможность удостовериться, что эти заявления составлены именно теми лицами, от имени которых подписаны.

С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит доводы кассационной жалобы убедительными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Сахалинского областного суда от 16 февраля 2007 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу М. - без удовлетворения.

Председательствующий

В.Н.ПИРОЖКОВ

Судьи

А.М.МАСЛОВ

А.В.ХАРЛАНОВ