Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2007 N 92-Г07-5 В удовлетворении заявления о признании незаконными и отмене решений избирательной комиссии отказано, так как в соответствии со ст. 70 ФЗ N 67-ФЗ от 12.06.2002 итоги голосования, результаты выборов, референдума субъекта РФ, местного референдума признаются недействительными в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 февраля 2007 года

Дело N 92-Г07-5

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Харланова А.В.,

Емышевой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению С. о признании незаконными и отмене решений Окружной избирательной комиссии г. Кызыла от 12.10.2006 N 17-оик “О признании итогов голосования по выборам депутатов Законодательной палаты Великого Хурала РТ второго созыва по Ленинградскому-1 N 2 избирательному участку города Кызыла недействительными“, от 12.10.2006 N 18-оик “Об определении результатов выборов по выборам депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва второго созыва 8 октября 2006 г. по Ленинградскому одномандатному избирательному округу N 1“, возложении обязанности на Окружную избирательную комиссию города Кызыла определить результаты выборов по Ленинградскому одномандатному избирательному округу N 1, признав избранным С.; о признании незаконным и отмене Постановления Избирательной комиссии Республики Тыва 17.10.2006 N 121/661-4 “Об установлении общих результатов выборов депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва второго созыва“ в части признания выборов депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва второго созыва недействительными по Ленинградскому одномандатному и избирательному округу N 1, о возложении обязанности на Избирательную комиссию Республики Тыва установить общие результаты выборов депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва второго созыва в части установления результатов выборов депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва второго созыва по Ленинградскому одномандатному избирательному округу N 1, по кассационной жалобе П.А. на решение Верховного Суда Республики Тыва от
15 декабря 2006 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А., объяснения представителей П.А. Е. и Ф., представителя Территориальной избирательной комиссии г. Кызыла П.М., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Центральной избирательной комиссии В., представителя С. М., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей отменить решение суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

установила:

8 октября 2006 г. были проведены выборы в Законодательную палату Великого Хурала Республики Тыва. Решением Окружной избирательной комиссии г. Кызыла от 12.10.2006 N 17-оик итоги голосования по Ленинградскому-1 N 2 избирательному участку города Кызыла признаны недействительными, в связи с тем, что в день голосования в список избирателей были включены 147 избирателей, которые зарегистрированы на территории округа по месту временного пребывания.

Решением Окружной избирательной комиссии г. Кызыла от 12.10.2006 N 18-оик результаты выборов по Ленинградскому одномандатному избирательному округу N 1 признаны недействительными на основании подпункта “б“ пункта 9 ст. 70 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, так как признаны недействительными результаты выборов на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают более чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования по Ленинградскому одномандатному избирательному округу N 2.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 17.10.2006 N 121/661-4 “Об установлении общих результатов выборов депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва второго созыва“ признаны недействительными результаты выборов по Ленинградскому одномандатному избирательному округу N 1.

Кандидат в депутаты Законодательной палаты Великого Хурала
Республики Тыва по Ленинградскому одномандатному избирательному округу N 1 С. обратился в суд с заявлением о признании незаконными указанных решений, их отмене и возложении обязанности на Окружную избирательную комиссию города Кызыла определить результаты выборов по Ленинградскому одномандатному избирательному округу N 1, признав избранным С.; на Избирательную комиссию Республики Тыва установить общие результаты выборов депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва второго созыва в части установления результатов выборов депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва второго созыва по Ленинградскому одномандатному избирательному округу N 1.

В обоснование своих требований С. указал, что не было оснований для принятия избирательной комиссией решения о проведении повторного подсчета голосов, проведение повторного подсчета голосов избирателей лишь по спискам избирателей, без подсчета бюллетеней противоречит закону, процедура проведения повторного подсчета голосов была грубо нарушена, не был составлен протокол с отметкой “Повторный подсчет голосов“, не были надлежаще извещены члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, кандидаты и иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 Федерального закона “Об основных гарантиях...“ о времени и месте проведения повторного подсчета, чем были грубо нарушены права заинтересованных лиц и иных участников избирательного процесса, а, также принцип гласности работы избирательных комиссий.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен П.А., кандидат в депутаты по этому же избирательному округу, который возражал против удовлетворения заявления.

Верховный Суд Республики Тыва решением от 15 декабря 2006 года постановил: Признать незаконными и отменить решение Окружной избирательной комиссии г. Кызыла от 12.10.2006 N 17-оик “О признании итогов голосования по выборам депутатов Законодательной палаты Великого Хурала РТ второго созыва по Ленинградскому-1 N 2
избирательному участку города Кызыла недействительными“ решение Окружной избирательной комиссии г. Кызыла от 12.10.2006 N 18-оик “Об определении результатов выборов по выборам депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва второго созыва 8 октября 2006 г. по Ленинградскому одномандатному избирательному округу N 1“.

Обязать Окружную избирательную комиссию г. Кызыла определить результаты выборов по Ленинградскому одномандатному избирательному округу N 1.

Признать незаконным и отменить постановление Избирательной комиссии Республики Тыва 17.10.2006 N 121/661-4 “Об установлении общих результатов выборов депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва второго созыва“ в части признания выборов депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва второго созыва недействительными по Ленинградскому одномандатному избирательному округу N 1.

Обязать Избирательную комиссию Республики Тыва определить общие результаты выборов депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва второго созыва в части установления результатов выборов депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва второго созыва по Ленинградскому одномандатному избирательному округу N 1.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

П.А. подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения указанного Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующего референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов референдума может отменить
решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах референдума и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума - о признании итогов голосования, результатов референдума недействительными.

Согласно п. 9 ст. 70 указанного Федерального закона соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты выборов, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума недействительными:

а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, участков референдума, списки избирателей, участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, участников референдума, внесенных в списки избирателей, участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе, округе референдума.

Решением Окружной избирательной комиссии г. Кызыла от 12.10.2006 N 17-оик итоги голосования по Ленинградскому-1 N 2 избирательному участку города Кызыла признаны недействительными, в связи с тем, что в день голосования незаконно в нарушение п. 17 ст. 17 Федерального закона “Об основных гарантиях...“ в список избирателей были включены 147 избирателей, зарегистрированные на территории округа по месту временного пребывания в общежитиях по адресам: <...>, которые не имели права голосовать по одномандатному избирательному округу N 1, письменных заявлений от них о включении их в список избирателей, не поступало. Голосование данных 147 избирателей, незаконно включенных в список, существенно влияет на результаты голосования в целом по участку, однако исключить этих избирателей из числа проголосовавших либо исключить 147 бюллетеней из числа действительных избирательных бюллетеней
не представляется возможным. Указанные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей принявших участие в голосовании и проголосовавших на Ленинградском-1 N 2 избирательном участке.

Данное решение принято по жалобе кандидатов К., С.О.

Решением Окружной избирательной комиссии г. Кызыла от 12.10.2006 N 18-оик результаты выборов по Ленинградскому одномандатному избирательному округу N 1 признаны недействительными на основании подпункта “б“ пункта 9 ст. 70, п. 1 ст. 77 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, так как признаны недействительными итоги голосования на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают более чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования по Ленинградскому одномандатному избирательному округу N 2.

Из сводной таблицы N 1 об итогах голосования по Ленинградскому одномандатному избирательному округу N 1 видно, что общее число избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования по Ленинградскому избирательному округу N 1 составляет 10746 избирателей, по избирательному участку N 2 число избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования, составило 2878, из них наибольшее число голосов подано за кандидата С. - 319, за второго по числу голосов кандидата подано - 185. Таким образом, разница составила 134 голоса (л.д. 60)

Удовлетворяя требования заявителя, суд пришел к выводу о том, что Окружной избирательной комиссией г. Кызыла в нарушение требований избирательного законодательства проведен повторный подсчет голосов избирателей, оснований для принятия ОИК г. Кызыла решения о проведении повторного подсчета голосов не имелось, поскольку протоколы участковых избирательных комиссий были
составлены правильно, не была соблюдена процедура повторного подсчета голосов, не извещены об этом заинтересованные лица.

Вывод суда нельзя признать обоснованным, поскольку, несмотря на то, что ОИК было принято решение о повторном подсчете голосов, фактически повторного подсчета голосов не проводилось, что подтверждается оспариваемыми решениями ОИК, в которых указано, что повторного подсчета избирательных бюллетеней не производилось, и это не оспаривается сторонами, а итоги голосования были признаны недействительными не по результатам повторного подсчета голосов, а в связи с существенными нарушениями закона, допущенными в ходе голосования.

В связи с чем выводы суда о том, что повторный подсчета голосов проведен с нарушением закона, не могут служить основанием для отмены решений ОИК.

Признавая оспариваемые решения незаконными, суд исходил из того, что 147 избирателей были правомерно включены в списки избирателей, поскольку они имеют регистрацию по месту пребывания на территории избирательного участка, 116 избирателей являются обучающимися по очной форме обучения и согласно п. 12 ст. 16 Закона Республики Тыва “О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва“ включаются в список избирателей по месту нахождения общежития.

Данный вывод суда не может быть признан обоснованным.

Порядок составления списков избирателей регламентируется ст. 17 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, из содержания пунктов 14, 16, 17 в их системной связи следует, что выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии. Включение дополнительно в список избирателей в день голосования возможно лишь на основании личного заявления гражданина, обладающего активным избирательным правом.

Согласно п. 12 ст. 16
Закона РТ избиратели, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), включаются в список избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения). Информация об этом передается в участковую избирательную комиссию избирательного участка, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства, через территориальную избирательную комиссию (если место жительства избирателя находится на территории Республики Тыва). Участковая избирательная комиссия в соответствующей строке списка избирателей делает отметку: “Включен в список избирателей на избирательном участке N “с указанием номера избирательного участка.

Однако это не означает, что указанные лица могут быть включены в списки избирателей в день голосования автоматически.

Кроме того, данная норма должна применяться в совокупности с ч. 5 статьи 63 Закона РТ, определяющей порядок голосования, согласно которой если избиратель голосует по месту пребывания за пределами одномандатного избирательного округа, где обладает активным избирательным правом, то он вправе получить только избирательный бюллетень для голосования по республиканскому списку.

В нарушение указанных норм в день голосования участковой избирательной комиссией были включены в список избирателей по одномандатному избирательному округу 147 избирателей, зарегистрированных на территории округа по месту временного пребывания, без их письменных заявлений, а также без документов, подтверждающих наличие у них оснований для включения в список избирателей, предусмотренных п. 12 ст. 16 Закона Республики Тыва, при этом не были выполнены также требования этой нормы Закона о необходимости передачи информации участковой избирательной комиссии избирательного участка, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства, через территориальную избирательную комиссию.

При таких обстоятельствах Окружная избирательная комиссия вправе была принять решения в соответствии с п. 1
ст. 77 Федерального закона “Об основных гарантиях...“ о признании итогов голосования по избирательному участку N 2 и по Ленинградскому одномандатному избирательному округу N 1 недействительными, поскольку многочисленные существенные нарушения, допущенные при проведении голосования, не позволяли с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, число избирателей внесенных в списки на момент окончания голосования по избирательному участку N 2 Ленинградского одномандатного избирательного округа N 1 в совокупности составляет более одной четверти от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования по Ленинградскому одномандатному избирательному округу N 1.

Поскольку решение суда в части удовлетворения заявления основано на выводах, не соответствующих обстоятельствам дела, то оно не может быть признано законным, в связи, с чем подлежит отмене.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе С. в удовлетворении заявленного им требования.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Тыва от 15 декабря 2006 года отменить.

Постановить новое решение, которым в удовлетворении заявления С. - отказать.