Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 26.02.2007 N ГКПИ07-68 Неприведение политической партией в установленный законом срок численности партии в соответствие с установленными законом требованиями является основанием для ликвидации политической партии.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 26 февраля 2007 г. N ГКПИ07-68

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Якиной К.А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федеральной регистрационной службы о ликвидации общероссийской политической партии “Партия развития регионов “Природа и Общество“,

установил:

Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о ликвидации общероссийской политической партии “Партия развития регионов “Природа и Общество“, указывая на то, что данная политическая партия, созданная 1 марта 2003 года и прошедшая государственную регистрацию в сентябре того же года, не привела свою численность в предусмотренный для этого срок в соответствие с требованиями абзаца третьего пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ “О политических партиях“ (в редакции Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 168-ФЗ), не преобразовалась в общественное объединение иной организационно-правовой формы и не ликвидировалась.

Представитель Федеральной регистрационной службы Ф. в судебном заседании поддержала заявленные требования, дополнительно указывая на то, что на настоящий момент названная политическая партия также не имеет необходимого количества членов политической партии и региональных отделений требуемой численности, что в силу подпунктов “г“ и “д“ пункта 3 статьи 41 Федерального закона “О политических партиях“ также является основанием для ее ликвидации в судебном порядке.

Представители общероссийской политической партии “Партия развития регионов “Природа и Общество“ К., Л., Б. заявленное требование не признали, ссылаясь в своих возражениях на то, что по состоянию на 1 января 2006 года общее количество членов представляемой ими партии составляло свыше 50000, число действующих региональных отделений партии - 54, зарегистрированных - 47, из которых 4 были ликвидированы по решению суда, но не исключены на указанную дату из
Единого государственного реестра юридических лиц, в настоящее время в политической партии свыше 60000 членов партии, 35 зарегистрированных региональных отделений и 26 вновь созданных региональных отделений, которые также должны учитываться при решении вопроса о выполнении политической партией предъявляемых к ней требований, заявителем не соблюден обязательный досудебный порядок, предусмотренный по вопросу о ликвидации политической партии статьей 39 Федерального закона “О политических партиях“.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив их доводы, исследовав представленные доказательства, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 168-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О политических партиях“ изменены требования, предъявляемые к политическим партиям.

Абзацем третьим пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ “О политических партиях“, изложенным в новой редакции, установлено, что в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 2 названного Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 168-ФЗ политические партии, зарегистрированные на день вступления в силу этого Федерального закона (24 декабря 2004 года), до 1 января 2006 года должны привести свою численность в соответствие с вышеуказанными требованиями, а политические партии, созданные до этого дня, но не прошедшие
государственную регистрацию, - представить в федеральный уполномоченный орган документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, до 1 января 2006 года (части 1, 2); политическая партия, не отвечающая требованиям, установленным абзацем третьим пункта 2 статьи 3 Федерального закона “О политических партиях“ в редакции настоящего Федерального закона, обязана не позднее чем через год по истечении срока, указанного в частях 1 и 2 настоящей статьи, преобразоваться в общественное объединение иной организационно-правовой формы в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ “Об общественных объединениях“ либо ликвидироваться. В случае невыполнения указанных требований политические партии подлежат ликвидации в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).

В силу пункта 3 статьи 41 Федерального закона “О политических партиях“ политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации, в том числе в случаях отсутствия более чем в половине субъектов Российской Федерации региональных отделений требуемой численности и необходимого числа членов политической партии (подпункты “г“ и “д“).

Из представленных суду документов видно, что решением учредительного съезда от 1 марта 2003 года была создана общероссийская политическая партия “Партия развития регионов “Природа и Общество“, утвержден ее устав, избран председателем Политбюро политической партии И., сведения о регистрации политической партии внесены Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве 8 сентября 2003 года в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1037746009542, свидетельство о государственной регистрации политической партии выдано Министерством юстиции Российской Федерации 9 сентября 2003 года, учетный N 5061 (т. 1 л.д. 33, 42 - 45).

Согласно списку региональных отделений, удостоверенному председателем Политбюро общероссийской политической
партии “Партия развития регионов “Природа и Общество“, по состоянию на 31 декабря 2005 года в структуру партии входило 54 региональных отделения, из них 43 - зарегистрированных, в партии состояло 52039 членов партии (т. 2 л.д. 9 - 10).

По данным Росрегистрации, практически все перечисленные в списке зарегистрированные региональные отделения имели численность менее 250 членов партии, общее количество членов партии составляло 27005 человек, с учетом незарегистрированных региональных отделений - 36219 человек (т. 2 л.д. 5 - 8).

Проверкой политической партии “Партия развития регионов “Природа и Общество“, проведенной Росрегистрацией в августе 2006 года, было выявлено, что на этот период времени в политической партии состояло 5010 членов партии, региональные отделения были зарегистрированы лишь в 26 субъектах Российской Федерации, из них только в 2 региональных отделениях численность членов политической партии составляла более 500 человек, в 12 - менее 250 человек (т. 1 л.д. 92 - 106).

Федеральная регистрационная служба является уполномоченным государственным органом, осуществляющим контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе политических партий и их региональных отделений, целям и задачам, предусмотренным уставами, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации (статья 38 Федерального закона “О политических партиях“, подпункт 6 пункта 6 Положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1315 (в редакции от 2 мая 2006 года).

Оснований подвергать сомнению данные, полученные названным контролирующим органом по результатам проверки, не имеется. Эти данные согласуются с другими доказательствами, которые одновременно свидетельствуют о том, что сообщенные политической партией в предъявленном ею списке сведения о количестве членов партии и численности ее региональных
отделений по состоянию на 31 декабря 2005 года не соответствуют действительности.

Так, вступившими в законную силу решениями судов о ликвидации ряда региональных отделений политической партии установлено, что количество членов партии ликвидируемых региональных отделений составляло: Астраханского - 107, Брянского - 142, Владимирского - 78, Кемеровского -149, Красноярского - 112, Пензенского - 101, Адыгейского - 165, в Республике Марий Эл - 51, в Республике Татарстан - 52, Хакасского - 52, Удмуртское - 0 (т. 1 л.д. 12 - 16, 164 - 166; т. 2 л.д. 15 - 32, 36 - 37, 46 - 47, 61 - 62, 71 - 72, 77 - 86). Из мотивировочной части судебных решений в отношении названных региональных отделений явствует, что суды при определении указанной численности исходили из данных по состоянию на 1 января 2006 года либо на иную предшествующую этому дню дату, после которой прием новых членов партии не производился по день принятия решения.

Вышеприведенные данные Росрегистрации о действительной численности иных региональных отделений партии основаны также на заключениях (информации) ее территориальных органов, не оспоренных в судебном порядке и не признанных недействительными (т. 2 л.д. 40 - 45, 53 - 59, 66 - 75).

Ссылки представителей политической партии на то, что должны быть учтены 4 региональных отделения, ликвидированные по решениям судов, не исключенные из Единого государственного реестра юридических лиц, несостоятельны. Вступившие в законную силу решения суда обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (статья 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Поэтому региональные
отделения, которые судебными постановлениями признаны не отвечающими установленным законом требованиям, не могут учитываться в составе действующих региональных отделений политической партии.

Не имеют правового значения и доводы о том, что органами Росрегистрации при определении числа членов партии ошибочно не учитывались лица, подавшие заявления о приеме в политическую партию “Всероссийская социалистическая народная партия “Отчизна“, в которую решением внеочередного съезда от 5 ноября 2005 года была переименована общероссийская политическая партия “Партия развития регионов “Природа и Общество“. Изменение наименования, внесенное в устав партии, не было зарегистрировано в установленном порядке. Согласно решениям внеочередного съезда предполагалось не только изменение наименования партии, но и ее программы (т. 1 л.д. 137 - 146). Поэтому граждане, выразившие желание вступить в политическую партию “Отчизна“ со своей программой, не могут считаться членами политической партии с иным наименованием, имеющей свои программные цели и задачи.

На настоящее время, как усматривается из вышеупомянутой справки по результатам проверки деятельности политической партии, выписки из Единого государственного реестра, а также последующих решений о ликвидации и о создании региональных отделений, политическая партия имеет региональные отделения в 25 (26 - 5 ликвидированных + 4 вновь созданных) субъектах Российской Федерации (т. 1 л.д. 9 - 19, 20 - 36, 148 - 149), из них только 2 региональных отделения имеют численность свыше 500 человек (в отношении 4 вновь созданных отделений отсутствуют сведения о численности, подтвержденные уполномоченным органом).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 38 Федерального закона от 11.06.2001 N 95-ФЗ “О политических партиях“ пункт 1.1 отсутствует.

Доводы представителей политической партии о том, что по смыслу абзаца третьего пункта 2 статьи 3 Федерального закона
“О политических партиях“ следует также учитывать созданные, но еще не зарегистрированные региональные отделения, каковых у них на данный момент 26, не основаны на законе. Из анализа взаимосвязанных положений пунктов 1, 4, 6, 7 статьи 15 этого Федерального закона видно, что для целей соблюдения предъявляемых к политическим партиям требований правовое значение имеют только зарегистрированные региональные отделения. Иное исключило бы и возможность контроля со стороны уполномоченных государственных органов на основании статьи 38 Федерального закона, связывающей формы контроля с регистрацией региональных отделений и иных структурных подразделений политической партии (подпункты “в“, “г“ пункта 1, пункты 1.1, 2).

Исходя из этого, нельзя признать, что представленные суду копии протоколов и выписки из протоколов общих собраний региональных отделений, копии списков членов региональных отделений подтверждают выполнение предъявляемых к политической партии требований (к материалам дела из числа представленных приобщены копии по Вологодской и Калужской областям, копии протоколов общих собраний).

Оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что на дату истечения срока, предоставленного для приведения численности политических партий в соответствие с установленными требованиями, общероссийская политическая партия “Партия развития регионов “Природа и Общество“ не привела свою численность в соответствие с установленными требованиями, имея региональные отделения в 26, а в данное время - в 25 субъектах Российской Федерации из 89 субъектов, находившихся в составе Российской Федерации до 1 января 2006 года (в настоящее время - 86 субъектов), причем численность только 2 региональных отделений составляет более пятисот членов партии, вместо 45 (после 1 января 2007 года - 44) региональных отделений такой численности, требуемых в силу абзаца третьего пункта 2 статьи 3
Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ “О политических партиях“.

При установленных обстоятельствах политическая партия подлежит ликвидации на основании части 4 статьи 2 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 168-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О политических партиях“ и пункта 3 (подпункты “г“, “д“) статьи 41 Федерального закона “О политических партиях“.

Утверждение представителей политической партии о несоблюдении заявителем досудебного порядка, предусмотренного статьей 39 данного Федерального закона, противоречит содержанию статьи 41. В пункте 3 этой статьи отсутствие необходимого количества региональных отделений требуемой численности и отсутствие определенного числа членов политической партии названы в качестве самостоятельных оснований для ликвидации политической партии в отличие от основания, предусмотренного подпунктом “в“ того же пункта, допускающего ликвидацию политической партии только в случае неустранения в установленный срок нарушений, повлекших приостановление деятельности политической партии.

Решение Верховного Суда Российской Федерации о ликвидации политической партии после вступления в законную силу является основанием для принятия федеральным уполномоченным органом решения о государственной регистрации политической партии в связи с ее ликвидацией и направления в регистрирующий орган сведений и документов, необходимых для осуществления данным органом возложенных на него законом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Федеральной регистрационной службы удовлетворить.

Ликвидировать общероссийскую политическую партию “Партия развития регионов “Природа и Общество“, учетный N 5061, основной государственный регистрационный номер 1037746009542.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.К.ТОЛЧЕЕВ