Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 16.02.2007 N 46-Г07-1 В удовлетворении заявления о признании незаконными действий окружной избирательной комиссии отказано, поскольку подписные листы в установленный законом срок заявителем в избирательную комиссию представлены не были, каких-либо препятствий в представлении данных документов со стороны сотрудников избирательной комиссии ему не чинилось.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 февраля 2007 года

Дело N 46-Г07-1

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Емышевой В.А.,

судей Еременко Т.И.,

Харланова А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению С. об оспаривании действий окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного округа N 5 по отказу в принятии подписных листов и протокола к ним по кассационной жалобе С. на решение Самарского областного суда от 2 февраля 2007 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А., объяснения С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

С. обратился в Самарский областной суд с заявлением об оспаривании действий окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа N 5 (далее - ОИК), отказавшей в принятии у него подписных листов и протокола к ним.

В обоснование своих требований заявитель ссылался на то, что им поданы документы о выдвижении кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы четвертого созыва в окружную избирательную комиссию Кировского одномандатного избирательного округа N 5 по выборам в Самарскую Губернскую Думу четвертого созыва.

24 января 2007 года в 17 часов 05 минут он явился в избирательную комиссию и представил подписные листы в количестве 190 штук, протокол к подписным листам и первый финансовый отчет кандидата. Председатель комиссии А. отказалась принять у него документы. Основанием для отказа
послужило то обстоятельство, что подписные листы, хотя и были прошиты, не были помещены в папки.

К 17 часам 40 минутам, как утверждал заявитель, подписные листы были помещены в папки и готовы к представлению в комиссию, однако председатель комиссии была занята приемом посетителя, сослалась на занятость, документы принимать отказалась, и попросила подождать. В дальнейшем, после 18 часов, в принятии подписных листов С. было отказано в связи с тем, что время для предоставления документов в комиссию истекло.

На основании изложенного С. просил суд признать действия ОИК Кировского одномандатного избирательного округа N 5 незаконными и обязать ОИК принять у него подписные листы в количестве 190 штук и протокол к подписным листам.

2 февраля 2007 года судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в кассационной жалобе просит С.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене вынесенного судом решения.

Согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с требованиями п. 9 ст. 33 указанного Закона установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах - не
менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней.

В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при внесении избирательного залога (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 данной статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 настоящей статьи.

В силу ст. 28 Закона Самарской области от 10 июля 2003 года N 64-ГД “О выборах депутатов Самарской Губернской Думы“ (с последующими изменениями и дополнениями) регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Регистрация кандидата, списка кандидатов при наличии документов, указанных в пунктах 4 и 5 статьи 23, пунктах 4 и 5 статьи 24, пунктах 8 и 9 статьи 25 данного Закона, осуществляется на основании:

либо необходимого в соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона количества собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей. В этом случае в соответствующую избирательную комиссию представляются подписные листы, а также протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов по форме, установленной избирательной комиссией Самарской области;

либо внесенного с учетом требований статьи 47 настоящего Закона избирательного залога на
специальный счет избирательной комиссии Самарской области;

либо решения о выдвижении кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущен к распределению депутатских мандатов, или решения о выдвижении кандидата, списка кандидатов, принятого региональным отделением или иным структурным подразделением указанной политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии).

Для регистрации кандидата, списка кандидатов не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени необходимо представить в соответствующую окружную избирательную комиссию либо избирательную комиссию Самарской области избирательные документы, указанные в пункте 1 статьи 28 Закона.

Таким образом, для регистрации в качестве кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы в соответствующую окружную избирательную комиссию до 18 часов по местному времени таким кандидатом должны быть представлены подписные листы и протокол об итогах сбора подписей избирателей или документы о внесении избирательного залога.

Как установлено судом, решением Избирательной комиссии Самарской области от 19 декабря 2007 года на 11 марта 2007 года назначены выборы депутатов Самарской Губернской Думы четвертого созыва.

15 января 2007 года С. подал в окружную избирательную комиссии Кировского одномандатного избирательного округа N 5 заявление о выдвижении кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы четвертого созыва.

Последним днем подачи соответствующих документов в окружную избирательную комиссию являлось 24 января 2007 года.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что 24 января 2007 года в 17 часов 05 минут С. действительно прибыл в окружную избирательную комиссию и представил первый финансовый отчет кандидата, который у него избирательной комиссией был принят.

Подписных
листов и протокола об итогах сбора подписей С. в ОИК до 18 часов 24 января 2007 года представлено не было.

Судом проверялись утверждения заявителя о том, что председателем окружной избирательной комиссии С. было отказано в принятии подписных листов в связи с тем, что они не были сброшюрованы в папки, однако они были признаны судом несостоятельными.

Как усматривается из материалов дела, С. до 18 часов 24 января 2007 года к сотрудникам избирательной комиссии с просьбой о принятии у него подписных листов и протокола об итогах сбора подписей не обращался, более того, до 18 часов в помещении комиссии С. и сборщиком подписей П.О. осуществлялось дооформление подписных листов, на принятии у него подписных листов С. стал настаивать лишь после 18 часов. Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей П.С., Б., Я., а также актом от 24 января 2007 года (л.д. 39), которым суд дал надлежащую правовую оценку.

Таким образом, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что подписные листы в установленный законом срок С. в избирательную комиссию представлены не были, каких-либо препятствий в представлении данных документов со стороны сотрудников избирательной комиссии С. не чинилось, в связи с чем оснований для признания незаконными действий окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа N 5 и обязании ее принять подписные листы, необходимые для регистрации С. в качестве кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы, не нашел.

Доводы кассационной жалобы отмену постановленного судом решения повлечь не могут, поскольку изложенных в решении выводов суда первой инстанции ничем не опровергают, сводятся фактически к переоценке обстоятельств дела и собранных по
делу доказательств, получивших в соответствии с требованиями ст. ст. 196, 198 ГПК РФ правовую оценку в судебном решении.

Утверждения в жалобе о том, что в протоколе судебного заседания показания допрошенных судом свидетелей изложены неправильно, во внимание приняты быть не могут, так как замечаний на протокол судебного заседания от 1 - 2 февраля 2007 года С. в установленном действующим процессуальным законодательством порядке не подавалось.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Самарского областного суда от 2 февраля 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу С. - без удовлетворения.

Председательствующий

В.А.ЕМЫШЕВА

Судьи

Т.И.ЕРЕМЕНКО

А.В.ХАРЛАНОВ