Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2007 по делу N А44-268/2007 Суд отказал в признании незаконным решения администрации города об отказе в предоставлении общественной организации инвалидов льготы по арендной плате за землю, поскольку организацией не выполняется установленное местным законодательством необходимое условие предоставления указанной льготы: организация, передав в аренду принадлежащие ей временные сооружения, не является лицом, непосредственно использующим арендуемые земельные участки, на которых расположены данные объекты.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2007 года Дело N А44-268/2007“

Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Грачевой И.Л., Сапоткиной Т.И., при участии от Новгородской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане Бахорина О.В. (доверенность от 01.02.2007), Шибанова К.Б. (доверенность от 28.11.2006), рассмотрев 18.10.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Новгородской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане на решение Арбитражного суда Новгородской области от 08.05.2007 (судья Ларина И.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2007 (судьи
Маганова Т.В., Богатырева В.А., Чельцова Н.С.) по делу N А44-268/2007,

УСТАНОВИЛ:

Новгородская региональная организация Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным решения администрации Великого Новгорода (далее - Администрация), изложенного в письме от 26.01.2007 N 96, об отказе в предоставлении льготы в виде снижения ставки арендной платы за землю за 2006 год в размере 50%. Впоследствии Организация уточнила заявленные требования и просила признать незаконными действия Администрации, выразившиеся в отказе в предоставлении льготы в виде снижения ставки арендной платы за землю за 2006 год в размере 50%. В порядке устранения допущенных Администрацией нарушений прав заявителя Организация просила обязать Администрацию вынести распоряжение о предоставлении Организации льгот в виде снижения на 50% ставки арендной платы за пользование в 2006 году восемью земельными участками общей площадью 420,5 кв.м.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Дума Великого Новгорода (далее - Дума).

Решением от 08.05.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.07.2007, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Организация просит отменить вынесенные по делу судебные акты в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права и удовлетворить заявленные требования.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представители Организации поддержали доводы кассационной жалобы.

Представители Администрации и Думы, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность обжалуемых
судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Организации на праве собственности принадлежат временные сооружения - одиннадцать торговых павильонов, расположенных в Великом Новгороде.

Земельные участки, на которых расположены торговые павильоны, были предоставлены Организации в аренду по договорам, заключенным с Администрацией. Срок действия указанных договоров аренды земельных участков истек 31.12.2005. По истечении срока действия договоров Организация продолжала пользоваться земельными участками в отсутствие возражений со стороны арендодателя.

В марте 2006 года Организация обратилась в Администрацию с заявлениями “о предоставлении земельных участков для дальнейшей эксплуатации временного объекта или о разрешении на дальнейшую эксплуатацию временного объекта“.

Руководствуясь Положением о порядке возведения, сдачи в эксплуатацию, учета, изменения, замены и сноса временных объектов на территории Великого Новгорода (далее - Положение), утвержденным решением Думы от 23.06.2005 N 147, Администрация распорядилась разрешить Организации дальнейшую эксплуатацию временных объектов, обязав последнюю внести ежегодный платеж за пользование земельными участками, расчет размера которого был направлен Организации.

В январе 2007 года Организация обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении льготы в виде снижения ставки арендной платы за землю за 2006 год в размере 50% в отношении арендуемых земельных участков.

Письмом от 26.01.2007 N 96 Администрация уведомила Организацию об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что срок действия договоров аренды земельных участков истек, и в соответствии с решением Думы от 23.06.2005 N 147 “Об утверждении положения о порядке возведения, сдачи в эксплуатацию, учета, изменения, замены и сноса временных объектов на территории Великого Новгорода“ за пользование земельными участками взимается ежегодный платеж, по которому предоставление льгот не предусмотрено.

Полагая, что отказ Администрации в предоставлении льгот является незаконным, нарушает права
и интересы Организации в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали Организации в удовлетворении заявленных требований, признав несостоятельным довод заявителя о продлении договоров аренды земельных участков на неопределенный срок на тех же условиях.

Суды указали, что в соответствии с пунктом 1.4.1 Положения торговые павильоны, принадлежащие Организации, отнесены к временным объектам. Согласно пункту 2.8 Положения для временных объектов процедура заключения договоров аренды земельных участков не осуществляется, а взимается ежегодный платеж, который рассчитывает Комитет по земельным ресурсам и землеустройству.

Суды пришли к выводу о том, что указанный платеж по способу исчисления и уплаты является арендной платой, и на данный ежегодный платеж распространяются льготы, предусмотренные для арендной платы.

В соответствии с решением Думы от 27.11.2003 N 631 “О порядке предоставления льгот по налогам и арендной плате“ общественным организациям инвалидов, а также общественным организациям участников войны в Афганистане предоставляется льгота в виде снижения ставки арендной платы за землю. Условием предоставления данной льготы является направление высвободившихся денежных средств на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, либо на благотворительные цели.

Суды посчитали, что имеющиеся в материалах дела бухгалтерские документы свидетельствуют об исполнении Организацией указанного условия, однако другое необходимое условие, указанное в решении Думы от 27.11.2003 N 631, - осуществление деятельности на арендованном земельном участке непосредственно самим арендатором Организацией не выполняется, так как Организация сдает в аренду все принадлежащие ей временные сооружения и непосредственной деятельности в них не ведет. В связи с чем заявителю не могут быть предоставлены льготы в виде снижения ставки арендной платы.

В кассационной жалобе Организация указывает, что является лицом, непосредственно использующим арендуемые земельные
участки, поскольку передача в аренду временных объектов, расположенных на таких земельных участках, является одним из видов деятельности заявителя. По мнению подателя жалобы, выводы суда, положенные в основу обжалуемых судебных актов, являются ошибочными, что привело к неправильному применению норм, регулирующих предоставление льгот по арендной плате за землю в Великом Новгороде.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей Организации, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из примечаний к Перечню категорий арендаторов, которым предоставляется льгота в виде освобождения или снижения ставки арендной платы за землю, утвержденному решением Думы от 27.11.2003 N 631, установленная льгота предоставляется арендатору при условии осуществления деятельности на арендуемом земельном участке непосредственно самим арендатором.

Правоотношения относительно использования земельных участков, на которых расположены временные объекты, складывающиеся при передаче указанных объектов в аренду, прямо не урегулированы гражданским законодательством. Указанные отношения сходны с отношениями, возникающими при передаче в аренду объектов недвижимости (зданий или сооружений). Следовательно, к таким отношениям в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) могут быть применены по аналогии положения статьи 652 ГК РФ о правах на земельный участок при аренде находящихся на нем зданий или сооружений.

Согласно пункту 1 статьи 652 ГК РФ при передаче в аренду зданий и сооружений одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. По сути, с точки зрения прав на использование земельного участка на время аренды объектов, расположенных на таком земельном участке и прочно с ним связанных, правомочным пользователем земельного
участка становится арендатор объекта.

Таким образом, Организация, передав в аренду принадлежащие ей временные объекты, не является лицом, непосредственно использующим земельные участки, на которых эти объекты расположены, поскольку передала арендаторам объектов соответствующие права на использование данных земельных участков.

При таких обстоятельствах суд правильно истолковал и применил решение Думы от 27.11.2003 N 631 “О порядке предоставления льгот по налогам и арендной плате“. Обжалуемые судебные акты соответствуют закону и отмене не подлежат.

Доводы Организации о том, что ранее при аналогичных обстоятельствах Администрация предоставляла заявителю льготы по арендной плате за землю, не имеют правового значения при рассмотрении настоящего дела, поскольку оценка правомерности указанных действий Администрации выходит за рамки предмета данного спора.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 08.05.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2007 по делу N А44-268/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Новгородской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане - без удовлетворения.

Председательствующий

КАДУЛИН А.В.

Судьи

ГРАЧЕВА И.Л.

САПОТКИНА Т.И.