Определение ВАС РФ от 15.01.2007 N 16461/06 по делу N А19-10197/06-14 Право требования возмещения с Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 января 2007 г. N 16461/06
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Отделения по г. Иркутску Управления федерального казначейства по Иркутской области (ул. 5-й Армии, д. 29, г. Иркутск, 664025) о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 31.05.2006, постановления суда апелляционной инстанции от 08.08.2006 по делу N А19-10197/06-14 Арбитражного суда Иркутской области и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.10.2006 по тому же делу по иску муниципального унитарного предприятия Ангарского муниципального образования “Ангарский водоканал“ к Российской Федерации в лице Минфина России о взыскании (с учетом уточнения) 2090985 рублей 01 копейки расходов, связанных с предоставлением в 2003, 2004 годах гражданам субсидий в соответствии с Законом Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ и Законом Иркутской области “О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства“.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление социальной защиты населения администрации Ангарского муниципального образования, Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области.
Суд
установил:
решением суда первой инстанции от 31.05.2006, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанций, исковые требования удовлетворены: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации взыскано 2090985 рублей 01 копейка расходов.
При рассмотрении спора суды исходили из следующих обстоятельств.
Истец в спорный период на основании договора от 01.01.2004 N 35/2004, заключенного с администрацией Ангарского муниципального образования, и во исполнение Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, Закона Иркутской области “О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства“ предоставил гражданам субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела.
Невозмещение истцу расходов от предоставления названных субсидий послужило основанием для обращения с настоящим иском.
Согласно статье 15.4 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Установив, что дотации на возмещение расходов на предоставление субсидий, рассчитанных в соответствии с механизмом, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444 “О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг“ по федеральному стандарту, выделены из федерального бюджета в 2003, 2004 годах Иркутской области в недостаточном размере, суд удовлетворил исковые требования за счет средств казны Российской Федерации, от имени которой выступает Минфин России.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, истцом не доказан состав гражданского правонарушения.
Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судами, и им давалась правовая оценка. Нарушений норм права не установлено. Взыскание расходов, понесенных истцом в результате предоставления установленных федеральным законодательством гражданам субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг, за счет средств казны Российской Федерации соответствует позиции, выраженной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.
Довод заявителя о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела по существу сводится к переоценке доказательств по делу, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции надзорной инстанции.
При таких обстоятельствах по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А19-10197/06-14 Арбитражного суда Иркутской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 31.05.2006, постановления суда апелляционной инстанции от 08.08.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.10.2006 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья
О.А.КОЗЛОВА
Судья
Л.Г.ВОРОНЦОВА
Судья
Н.А.КСЕНОФОНТОВА