Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.12.2007 N Ф08-7794/07-3097А по делу N А63-875/05-С4 Суд пришел к выводу, что общество не осуществляло незаконного водопользования, которое по смыслу Федерального закона N 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами“, влечет применение повышающего коэффициента при исчислении платы за пользование водными объектами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 декабря 2007 г. N Ф08-7794/07-3097А

Дело N А63-875/05-С4

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ - К. (д-ть от 08.01.07), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Ставропольскому краю и третьих лиц - Управления по недропользованию по Ставропольскому краю, Отдела водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и Территориального агентства по недропользованию по Кабардино-Балкарской Республике, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой
службы N 9 по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.04.07 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.07 по делу N А63-875/05-С4, установил следующее.

ОАО “Российские железные дороги“ (далее - общество) в лице структурного подразделения “Минераловодского отделения“ Северо-Кавказской железной дороги - филиала общества обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Ставропольскому краю (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 17.09.04 N 1355 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и прекращении производства по делам о налоговых правонарушениях.

В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по ходатайству общества на его стороне привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориальное агентство по недропользованию по Ставропольскому краю, Отдел водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Территориальное агентство по недропользованию по Кабардино-Балкарской Республике.

В связи с переименованием Территориального агентства по недропользованию по Ставропольскому краю суд по ходатайству третьего лица изменил его наименование на Управление по недропользованию по Ставропольскому краю.

Налоговая инспекция заявленные требования не признала, обратилась в суд со встречным заявлением о взыскании с общества 60 149 рублей 85 копеек налоговых санкций по оспариваемому решению.

Решением суда от 06.04.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.08.07, частично удовлетворены требования общества. Признано недействительным как несоответствующее налоговому законодательству решение налоговой инспекции от 17.09.04 N 1355 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде 60 149 рублей 85 копеек штрафа, доначисления
324 415 рублей платы за пользование водными объектами за июль 2004 года, 9 017 рублей 46 копеек пени. Прекращено производство по делу в части требования общества о прекращении производства по делам о налоговых правонарушениях. Отказано в удовлетворении встречных требований налоговой инспекции о взыскании с общества 60 149 рублей 85 копеек налоговых санкций по решению от 17.09.04 N 1355. С налоговой инспекции в пользу общества взыскана 1 тыс. рублей государственной пошлины.

Судебные акты мотивированы следующим. С учетом особенностей формирования уставного капитала общества, особенностей прекращения деятельности ФГУП “Северо-Кавказская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации“ (далее - ФГУП “СКЖД“), включения данного предприятия в состав филиалов вновь созданного юридического лица, правопреемства общества суды сделали вывод о том, что общество имело право пользоваться лицензиями, выданными ФГУП “СКЖД“, поэтому правомерно исчислило плату за пользование водными объектами с использованием однократной ставки платы.

Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным решения налоговой инспекции от 17.09.04 N 1355 и отнесении на общество расходов по уплате государственной пошлины. Заявитель жалобы считает, что статья 4 Федерального закона Российской Федерации от 27.02.03 N 29-ФЗ “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“ только организациям федерального железнодорожного транспорта (ФГУП) разрешает ведение деятельности до момента оформления единым хозяйствующим субъектом лицензий. Однако деятельность по использованию водных объектов в спорный период осуществляло не ФГУП “СКЖД“ (прекратило деятельность 03.06.04), а общество, которое не имело лицензию на пользование водными объектами, при этом в имеющиеся лицензии не внесены
изменения, связанные с реорганизацией ФГУП “СКЖД“. Пункты 32, 33 и 46 Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.97 N 383, (далее - Правила) предоставляют право ведения соответствующей деятельности до оформления лицензии на водопользование при наличии уже вынесенного лицензирующим органом решения о выдаче лицензии. При этом пункт 46 Правил не устанавливает возможность взимания в этом случае плату за пользование водными объектами в размере однократной ставки. Налоговая инспекция освобождена от уплаты госпошлины при обращении в суд в защиту государственных интересов.

Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

Третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель общества в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебного акта, выслушав представителя общества, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общество 18.06.04 направило в адрес налоговой инспекции декларацию по плате за пользование водными объектами за май 2004 года.

По результатам камеральной налоговой проверки налоговая инспекция приняла оспариваемое решение от 17.09.04 N 1355 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 60 149 рублей 85 копеек штрафа, доначислении 342 415 рублей налога за пользование
водными объектами, 9 017 рублей 46 копеек пени.

Основанием для привлечения к налоговой ответственности послужило отсутствие у общества в мае 2004 года лицензии (разрешения) на водопользование, выданной уполномоченным органом, поэтому налоговая инспекция исчислила плату за пользование водными объектами за май 2004 года из расчета пятикратной ставки по водопользованию (в декларации исчислен налог с учетом налоговых ставок для налогоплательщиков, имеющих лицензии на пользование водными объектами).

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в суд, отмечая, что является правопреемником ФГУП “СКЖД“, которое имело лицензию на водопользование и своевременно обратилось в уполномоченный орган для переоформления лицензии в связи с реорганизацией юридического лица. Общество 04.12.03 предоставило материалы на переоформление лицензии на водопользование в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов по Ставропольскому краю, однако лицензия выдана лишь 09.09.04.

На момент вынесения оспариваемого решения общество уже имело переоформленные лицензии на водопользование (лицензия от 06.08.04 СТВ 00500 TPB30 регистрационный номер от 06.08.04 N 487, лицензия от 09.09.04 N 365 НАЛ 00348БЭ, лицензия от 09.09.04 N 366/НАЛ 00349 БЭ).

Как установлено судом, общество согласно статье 3 Федерального закона от 27.02.03 N 29-ФЗ “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“ (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) создано в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта посредством создания единого хозяйствующего субъекта путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставной капитал единого хозяйствующего субъекта - общества.

Таким образом, создание общества является реализацией одного из способов приватизации федерального имущества и особенности такой приватизации определяются специальным законодательством - Федеральным законом N 29-ФЗ.

В соответствии со статьей 4 Федеральным законом
N 29-ФЗ учредителем единого хозяйствующего субъекта является Российская Федерация. Решение об учреждении единого хозяйствующего субъекта принимается Правительством Российской Федерации. Уставной капитал единого хозяйствующего субъекта формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта. Формирование уставного капитала единого хозяйствующего субъекта осуществляется на основании сводного передаточного акта.

Сводный передаточный акт и его форма утверждаются совместно федеральным органом исполнительной власти по управлению государственным имуществом, федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте и федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Акт составляется на основе обобщенных данных прилагаемых к нему передаточных актов, составленных на имущество каждой организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которой вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.

Обязанности и права по обязательствам организаций федерального дорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, в отношении их кредиторов и должников передаются единому хозяйствующему субъекту на основе сводного передаточного акта в соответствии с законодательством Российской Федерации. В течение месяца со дня опубликования Правительством Российской Федерации перечня организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставной капитал единого хозяйствующего субъекта, кредиторы вправе предъявить свои требования к этим организациям.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.09.03 N 585 “О создании открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ оплата акций осуществляется путем внесения в уставный капитал общества имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2003 год в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.08.03 N 111-р. Указанным постановлением Правительства Российской Федерации утвержден Устав общества, в соответствии с которым Северо-Кавказская железная дорога является филиалом общества.

Распоряжением Министерства имущественных
отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.03 N 4557-р/6/884р утвержден сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал общества.

Таким образом, общество создано в особом порядке, формирование его уставного капитала происходило путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта, которые стали филиалами созданного юридического лица. Общество является правопреемником организаций федерального железнодорожного транспорта, в том числе ФГУП “СКЖД“.

Указанный порядок создания общества, как и всякая реорганизация юридического лица, является механизмом, обеспечивающим непрерывность хозяйственной деятельности предприятия.

В силу статьи 4 Федерального закона N 29-ФЗ организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, продолжают осуществлять деятельность, для которой требуется получение аккредитации и необходимых специальных разрешений (лицензий), впредь до получения единым хозяйствующим субъектом (его дочерними обществами) такой аккредитации и переоформления им документов, подтверждающих наличие специальных разрешений (лицензий), после чего указанные организации ликвидируются и исключаются из Единого реестра юридических лиц в установленном порядке. ФГУП “СКЖД“ прекратило деятельность только 03.06.04.

Суд установил, это подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговой инспекцией, что в налоговой декларации за май 2004 года общество указало имеющиеся у него лицензии на водопользование, выданные ФГУП “СКЖД“, а именно лицензию на право пользования недрами от 08.02.2000 СТВ 00447 ВЭ регистрационный N СТВ 00447 ВЭ со сроком действия лицензии до 01.09.15 и лицензию на водопользование (поверхностные водные объекты) от 23.09.03 СТВ 00388 ТРВЗО регистрационный N 371 со сроком действия лицензии до 01.09.08.

Заявка на переоформление указанных лицензий на общество своевременно в декабре 2003 года направлена
в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Ставропольскому краю.

Согласно пункту 33 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.97 N 383 решение о выдаче или отказе в выдаче принимается органом лицензирования в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. В отдельных случаях орган лицензирования может продлить срок до 30 дней и для проведения экспертизы 60 дней (итого 90 дней).

Однако переоформленные лицензии выданы обществу 06.08.04 (лицензия на водопользование (поверхностные водные объекты) СТВ 00500 ТРВЗО регистрационный N 487 со сроком действия до 01.09.08), 09.03.05 (лицензия на водопользования недрами СТВ 00776 РЭ регистрационный N СТВ 00776 ВЭ со сроком действия до 01.09.15), 01.04.05 (лицензия на право пользования недрами СТВ 00788 ВЭ регистрационный N 695/СТВ 00788 ВЭ со сроком действия до 25.02.25) и 09.09.04 (лицензия на право пользования недрами НАЛ 00349 ВЭ регистрационный N 366/НАЛ 000349 ВЭ и НАЛ 00348 ВЭ регистрационный N 366/НАЛ 000348 ВЭ).

С учетом особенностей формирования уставного капитала общества, особенностей прекращения деятельности ФГУП “СКЖД“, включения данного предприятия в состав филиалов вновь созданного юридического лица, правопреемства общества суд признал право общества пользоваться лицензиями, выданными ФГУП “СКЖД“, поэтому оно правомерно исчислило плату за пользование водными объектами с использованием однократной ставки платы.

При этом суд учел, что в соответствии с законодательством, регулирующим вопросы недропользования, имеющиеся у общества лицензии ФГУП “СКЖД“ продолжали действовать до переоформления специального разрешения общества.

Согласно пункту 46 Правил до оформления лицензий на водопользование гражданам и юридическим лицам, осуществляющим водопользование в соответствии с действующими нормативными актами, разрешается продолжать эту деятельность до выдачи им лицензии в
соответствии с графиком, устанавливаемым соответствующим органом лицензирования.

Общество в установленном порядке обратилось в административный орган за получением соответствующих лицензий, был определен график их получения, а в период до получения лицензии осуществляло водопользование, исходя из лимитов, установленных ему полномочным государственным органом, что не оспаривается налоговым органом и подтверждается пояснениями третьих лиц.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами“ (далее - Федеральный закон N 71-ФЗ) при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).

Следовательно, общество не осуществляло незаконного водопользования, которое по смыслу Федерального закона N 71-ФЗ, влечет применение повышающего коэффициента при исчислении платы за пользование водными объектами.

Таким образом, суд правомерно удовлетворил требования общества в части признания недействительным решения налоговой инспекции о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и отказал в удовлетворении встречных требований налоговой инспекции о взыскании с него налоговых санкций.

Требования о прекращении производства по делам о налоговых правонарушениях неподведомственны арбитражному суду, поэтому суд в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно прекратил производство по делу в указанной части.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Доводы
кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, всесторонне, полно и объективно исследованных судом. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.

При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

По смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.

При применении указанного подпункта следует учитывать, что данная льгота предоставляется по делам, по которым соответствующие иски (заявления) были предъявлены указанными органами на основании статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях защиты публичных интересов.

Производство по рассматриваемому спору возбуждено на основании заявления общества об оспаривании ненормативного акта налоговой инспекции.

Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов.

На это обстоятельство обращено внимание судов в пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.07 N 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“.

Следовательно, налоговые органы не освобождены от уплаты государственной пошлины по делам об оспаривании принятых ими ненормативных актов и при обжаловании налоговым органом в кассационном порядке решения суда по таким делам.

В соответствии со статьями 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на налоговую инспекцию.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.04.07 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.07 по делу N А63-875/05-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Ставропольскому краю в доход федерального бюджета 1 тыс. рублей государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.