Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.11.2007 N Ф08-7748/07-2887А по делу N А53-8438/2007-С4-10 Оприходование денежной наличности в кассу не в полном объеме является неполным оприходованием денежных средств и влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данной статьей установлено административное наказание в виде штрафа. У суда отсутствовали правовые основания для наложения на общество такой меры административного наказания как предупреждение.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 ноября 2007 г. N Ф08-7748/07-2887А

Дело N А53-8438/2007-С4-10

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Ростовской области - А. (д-ть от 10.01.07), Д. (д-ть от 22.01.07), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Северо-Кавказская лесоторговая компания“, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.07.07 по делу N А53-8438/2007-С4-10, установил следующее.

ООО “Северо-Кавказская лесоторговая компания“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с
заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция) от 25.06.07 N 0000148-07 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания 40 тыс. рублей штрафа за нарушение порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций либо замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение.

Решением от 26.07.07 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части назначения наказания в виде 40 тыс. рублей штрафа; обществу назначено наказание в виде предупреждения. В остальной части оспариваемое постановление оставлено без изменения. Прекращено производство по делу в части требования о признании незаконным и отмене постановления от 25.06.07 N 0000149-07 о привлечении П. к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества имеется состав правонарушения, выразившийся в неполном оприходовании денежной наличности в кассу.

Налоговая инспекция обратилась Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 26.07.07 и принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества. Заявитель указывает, что общество обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса, ему назначено наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном данной статьей. Назначение обществу меры ответственности в виде предупреждения свидетельствует о применении судом наказания ниже низшего предела, что противоречит частям 1, 3 статьи 4.1 Кодекса.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в удовлетворении жалобы.

В судебном заседании представители налоговой инспекции поддержали доводы жалобы.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку деятельности общества по вопросам соблюдения правил работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. В ходе проверки установлено нарушение обществом порядка обращения с наличными денежными средствами: выручка, полученная в кассу общества 15.05.07, оприходована не в полном объеме (сумма неоприходованной выручки составила 5 881 рубль 75 копеек. Факт правонарушения зафиксирован в акте проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, от 15.06.07 - 18.06.07 и протоколе об административном правонарушении от 18.06.07 N 0000149-07. По итогам рассмотрения материалов проверки налоговая инспекция вынесла постановление от 25.06.07 N 0000148-07 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 40 тыс. рублей штрафа.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.

Рассматривая дело, суд исходил из того, что факт неполного оприходования в кассу общества 5 881 рубля 75 копеек подтвержден материалами дела и по существу не оспорен заявителем. В заявлении об оспаривании постановления директор общества указывает, что неоприходование 5 882 рублей свидетельствует о незначительности совершенного правонарушения (л. д. 2).

Статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает применение мер административной ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации
утвержден Решением Совета Директоров Центрального банка России от 22.09.93 N 40 (далее - Порядок).

Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Пункт 13 Порядка предусматривает, что прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером.

В соответствии с пунктом 22 Порядка все поступления и выдача наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Пунктом 24 Порядка установлено, что записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Пункт 11 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, утвержденных письмом Центрального банка Российской Федерации от 18.08.93 N 51, и пункт 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.93 N 104, также устанавливают, что кассир обязан при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, подготовить денежную выручку, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной - двумя
кассами сдает деньги непосредственно инкассатору банка).

Из приведенных правовых норм следует, что организации в соответствии с Порядком ведения кассовых операций обязаны совершить определенные операции по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления (оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу организации и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах).

Таким образом, оприходование денежной наличности в кассу не в полном объеме является неполным оприходованием денежных средств и влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Санкцией статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено административное наказание в виде административного штрафа. Таким образом, административное взыскание могло быть наложено только в пределах санкции, предусмотренной указанной нормой (от сорока до пятидесяти тысяч рублей), так как назначение взыскания ниже низшего предела санкции не предусмотрено.

Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для наложения на общество такой меры административного наказания как предупреждение.

При таких обстоятельствах судебный акт подлежит отмене в части назначения обществу административного наказания в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.07.07 по делу N А53-8438/2007-С4-10 отменить в части отмены постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Ростовской области от 25.06.07 N 0000148-07 о привлечении ООО “Северо-Кавказская лесоторговая компания“ к административной ответственности.

В указанной части в
удовлетворении заявленных требований отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.