Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.11.2007 N Ф08-7217/07-2522А по делу N А53-6576/2007-С4-4 Наличие у общества сопроводительных документов, свидетельствующих о легальности реализуемой алкогольной продукции, установлено судом. Представление обществом необходимых документов к моменту составления протокола об административном правонарушении подтверждает нарушение обществом пункта 12 Правил продажи, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 ноября 2007 г. N Ф08-7217/07-2522А

Дело N А53-6576/2007-С4-4

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Ростовской области - Д. (д-ть от 22.01.07), А. (д-ть от 10.01.07), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Продукты“, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Продукты“ на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.06.07 по делу N А53-6576/2007-С4-4, установил следующее.

ООО “Продукты“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы N 13 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция) от 28.05.07 N 16-04-22 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением суда от 26.06.07 в удовлетворении требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что отсутствие товарно-транспортных накладных на алкогольную продукцию в магазине в момент проверки образует состав правонарушения по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт и удовлетворить требования общества. Заявитель жалобы указывает на малозначительность совершенного правонарушения и нарушение срока составления протокола об административном правонарушении.

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит отказать в удовлетворении жалобы.

В судебном заседании представители налоговой инспекции поддержали доводы жалобы.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 18.05.07 N 100 налоговая инспекция провела проверку принадлежащего обществу магазина “Продукты“, расположенного по адресу: г. Новочеркасск, ул. Мичурина, 26/29, по вопросу соблюдения Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции“ (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ). В ходе проверки установлено, что в розничной продаже находилась алкогольная продукция при отсутствии товарно-транспортных накладных: водка “Звезда Улукбека“, вина “Лидия“ и “Исток“, слабоалкогольный коктейль “Винтаж сливовый винный кулер“, коньяк “Московский“. По результатам проверки составлен акт проверки от 18.05.07 N 000088, протокол изъятия от 18.05.07 и протокол об административном правонарушении от 21.05.07 N
16-04-04/22, вынесено постановление от 28.05.07 N 16-04-22 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.

В силу пункта 2 статьи 16, абзаца 7 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, а также реализация алкогольной продукции без сертификатов соответствия.

Статьей 2 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что под оборотом этилового спирта и алкогольной продукции понимается закупка, поставка, хранение и розничная продажа алкогольной продукции.

Согласно статье 10.2 названного закона к документам, удостоверяющим легальность оборота алкогольной продукции, относятся следующие документы: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55 (далее - Правила продажи), на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 Правил продажи продавец знакомит покупателя по его требованию с названными документами, которые должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Факт наличия у общества сопроводительных документов, свидетельствующих о легальности реализуемой алкогольной продукции, установлен судом. Представление обществом необходимых документов к моменту составления протокола об административном правонарушении подтверждает нарушение
обществом пункта 12 Правил продажи, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество не доказало, что предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению установленной законом обязанности по соблюдению Правил продажи алкогольной продукции.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Как свидетельствуют материалы дела, протокол об административном правонарушении в отношении общества составлен с нарушением срока, установленного в статье 28.5 Кодекса. Указанное нарушение не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, поскольку протокол подтверждает факт совершения обществом административного правонарушения и составлен в пределах срока давности (статья 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Кассационная инстанция не может согласиться с доводом жалобы о малозначительности совершенного обществом правонарушения.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 02.06.04 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Оборот алкогольной продукции находится под особым государственным контролем и совершенное обществом правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции. По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к требованиям действующего законодательства.

Нормы материального права при разрешении спора применены правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение обжалованного судебного акта, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.06.07 по делу N А53-6576/2007-С4-4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.