Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.11.2007 N Ф08-7443/07 по делу N А32-8483/2006-39/240 Пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность приобретения права собственности на самовольную постройку на основании решения суда. Право на подачу заявления о признании права собственности на возведенный объект принадлежит лицу, осуществившему самовольное строительство. Положительное решение о признании за застройщиком права собственности возможно только при условии предоставления земельного участка под возведенную постройку.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2007 г. N Ф08-7443/07

Дело N А32-8483/2006-39/240

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью “Валентина +“, ответчика - администрации г. Сочи, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Валентина +“ на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.07 по делу N А32-8483/2006-39/240, установил следующее.

ООО “Валентина +“ обратилось в арбитражный суд с иском к администрации г. Сочи о признании права собственности на складскую базу, расположенную по ул. Калараш в Лазаревском районе г. Сочи, состоящую из следующих объектов:
административно-бытовой корпус литера “А“, площадь первого этажа - 69,8 кв. м, площадь второго этажа - 69,2 кв. м; навес-склад литера “Г2“ площадью 106,7 кв. м; навес-склад литера “Г3“ площадью 45,9 кв. м.

Решением от 07.07.07 за ООО “Валентина +“ признано право собственности на складскую базу, расположенную по ул. Калараш в Лазаревском районе г. Сочи. Судебный акт мотивирован тем, что указанное строение, являясь самовольной постройкой, возведено с соблюдением градостроительных, санитарно-эпидемиологических, противопожарных норм, не создает угрозы для жизни, здоровья людей и окружающей среды.

Постановлением апелляционной инстанции от 27.08.07 решение 07.07.07 отменено, в иске отказано. Суд апелляционной инстанции признал ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что указанные объекты недвижимости созданы без нарушений градостроительных и строительных норм и правил, так как представленные истцом заключения выполнены в отношении предпроектного материала. Суд апелляционной инстанции также указал, что поскольку в материалах дела отсутствуют необходимые разрешения на строительство спорных объектов; документы, подтверждающие, что спорные объекты недвижимости созданы на земельном участке, отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения иска.

В кассационной жалобе ООО “Валентина +“ просит постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель не согласен с выводом суда о несоответствии спорных объектов градостроительным, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным нормам, а также о том, что указанные постройки созданы на не отведенном для этих целей земельном участке.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций, 26.05.03 Постановлением главы
администрации города Сочи N 304/5 утвержден акт выбора земельного участка от 17.03.03 и проект границ по предварительному согласованию места размещения складской базы по ул. Калараш Лазаревского района, а также согласовано место размещения складской базы на земельном участке площадью 998 кв. м из городских земель, свободных от застройки, по ул. Калараш в Лазаревском районе, в зоне курортных парков и других зеленых насаждений по генплану г. Сочи, в экономико-планировочной зоне округа горно-санитарной охраны курорта, категория - земли поселений. Согласно пунктам 3.2 - 3.6 указанного постановления обществу указано на необходимость запросить в комитете архитектуры и градостроительства архитектурно-планировочное задание на разработку проектной документации для строительства складской базы, согласовать ее в установленном порядке, обратиться с заявлением на имя Главы города Сочи о предоставлении земельного участка для строительства после согласования проектной документации в установленном порядке, принять к сведению, что финансовые затраты до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства складской базы являются коммерческим риском заказчика.

На основании данного постановления Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи выполнен строительный паспорт на проектирование складской базы, в соответствии с которым изготовлен рабочий проект на строительство складской базы, выдано заключение по рабочему проекту.

Собственными силами и средствами ООО “Валентина +“ возведены следующие объекты недвижимого имущества: административно-бытовой корпус литера “А“, навес-склад литера “Г2“, навес-склад литер “Г3“. Общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании права собственности на указанные объекты.

В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в
порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность приобретения права собственности на самовольную постройку на основании решения суда. Право на подачу заявления о признании права собственности на возведенный объект принадлежит лицу, осуществившему самовольное строительство. Положительное решение о признании за застройщиком права собственности возможно только при условии предоставления земельного участка под возведенную постройку.

В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию, в том числе, с предварительным согласованием мест размещения объектов. При этом предоставление земельных участков осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет и принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Согласно статье 31 этого же Кодекса юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти принимает решение
о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Таким образом, само по себе постановление главы администрации г. Сочи N 304/5, которым утвержден акт выбора земельного участка от 17.03.03 и проект границ по предварительному согласованию места размещения складской базы по ул. Калараш Лазаревского района, а также согласовано место размещения складской базы на земельном участке площадью 998 кв. м из городских земель, свободных от застройки, по ул. Калараш в Лазаревском районе не являются доказательствами, подтверждающими принятие решения о предоставлении ООО “Валентина +“ земельного участка.

В свою очередь, для получения разрешения на строительство требуются два условия: подтверждение права на земельный участок и наличие утвержденной проектной документации. Следовательно, разрешение на строительство в отсутствие прав на земельный участок ООО “Валентина +“ не могло быть получено.

В обоснование своих требований истец ссылается на соответствие спорных объектов требованиям санитарно-эпидемиологических, градостроительных и противопожарных норм. Однако, поскольку у истца отсутствует необходимое право на земельный участок, соответствие построек санитарно-эпидемиологическим, градостроительным и противопожарным нормам и правилам не имеет правового значения.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.07 по делу N А32-8483/2006-39/240 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.