Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.10.2007 N Ф08-6840/07 по делу N А61-1259/06-6 Суд необоснованно пришел к выводу о том, что не имеется правового обоснования обязанности ответчиков компенсировать ущерб, причиненный истцу в результате стихийного бедствия. Денежные средства на эти цели субъекту РФ выделялись. Однако список сельских хозяйств на получение компенсации судом не исследовался и в материалы дела не представлен. При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 октября 2007 г. N Ф08-6840/07

Дело N А61-1259/06-6

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании истца - сельскохозяйственного производственного кооператива “Тагаур“, ответчиков: Правительства Республики Северная Осетия - Алания, Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания, третьих лиц: Управления капитального строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания, администрации местного самоуправления Пригородного района, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива “Тагаур“ на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 29.05.07 по делу
N А61-1259/06-6, установил следующее.

Сельскохозяйственный производственный кооператив “Тагаур“ (далее - кооператив) обратился в арбитражный суд с иском к Правительству Республики Северная Осетия - Алания и Министерству финансов Республики Северная Осетия - Алания о взыскании 1 184 710 рублей, в том числе 760 тыс. рублей стоимости материального ущерба, причиненного в результате схода ледника “Колка“, за счет средств, предусмотренных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.12.03 N 1825-р и 424 710 рублей процентов.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, а не статья 169 указанного Кодекса.

Решением от 29.05.07 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в материалах дела отсутствует правовое обоснование обязанности ответчиков компенсировать ущерб, причиненный истцу в результате схода ледника “Колка“ 20.09.02, заявление подано по истечении трехлетнего срока исковой давности, установленного статьей 169 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе кооператив просит решение отменить. По мнению заявителя, Правительство Республики Северная Осетия - Алания получило необходимые ассигнования для компенсации потерь сельхозпроизводителей в результате стихийных бедствий, однако кооперативом компенсация не получена, не обоснован вывод суда о пропуске кооперативом срока исковой давности, поскольку о нарушении своих прав истец узнал с момента получения письма от 15.09.05 N 05-20/1-812, в котором сообщалось о финансировании мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий, происшедших в сельском хозяйстве в 2001-2003 годах.

В отзыве на кассационную жалобу Правительство Республики Северная Осетия - Алания считает судебный акт законным.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов
дела, 20.09.02 в Кармадонском ущелье Республики Северная Осетия - Алания произошел сход ледника “Колка“.

Комиссионным актом обследования от 29.10.02 установлено, что в результате схода ледника в с. Кармадон принадлежащая обществу пасека на 130 пчело-семей полностью разрушена, завалена льдом и камнями. Сумма материального ущерба составила 760 тыс. рублей.

Не получив денежных средств, направленных на компенсацию ущерба сельскохозяйственных производителей, и считая, что указанные средства необоснованно использованы Правительством Республики Северная Осетия - Алания не по целевому назначению, истец обратился в арбитражный суд с иском.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды указали, что основания для взыскания спорной суммы отсутствуют, поскольку возмещение убытков, причиненных сходом ледника “Колка“ не связано с бездействием ответчиков; срок исковой давности следует исчислять с даты схода ледника, т.е. с 20.09.02. Однако указанные выводы являются преждевременными по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что принадлежащая кооперативу пасека пострадала от стихийного бедствия (схода ледника), относящегося к форс-мажорным обстоятельствам.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.12.03 N 1825-р Минфину России предписано направить в 2003 году на финансирование мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий в сельском хозяйстве, произошедших в 2001 - 2003 годах, ассигнования в размере 6342771,616 тыс. рублей в счет средств, поступающих в погашение задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации перед федеральным бюджетом по ранее выданным бюджетным ссудам, по полученному в 1995 году товарному кредиту
на поставку горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям, по полученным в 1992 - 1994 годах организациями агропромышленного комплекса и потребительской кооперации централизованным кредитам и начисленным по ним процентам, с отражением указанных операций по разделам “Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы“ и “Прочие расходы“ функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации с распределением согласно приложению. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано обеспечить направление указанных средств на компенсацию материального ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате стихийных бедствий в 2001 - 2003 годах.

Согласно приложению к распоряжению Республике Северная Осетия - Алания на указанные цели выделено 54 075 700 рублей.

Письмом N 05-20/1-812 Министерство финансов Республики Северная Осетия - Алания сообщило, что Министерством сельского хозяйства Российской Федерации для адресного финансирования мероприятий направлены списки хозяйств, пострадавших от стихийных бедствий: наводнение, произошедшее 19.06.02 на 27 269 700 рублей (в том числе аварийно-восстановительные работы на 5 118 900 рублей); засуха (акт от 30.06.03) и градобитие, произошедшее 10.07.03 - 26 779 тыс. рублей. Ответчики указывают, что в сумму 54 млн. рублей, направленную республике на возмещение убытков по стихийным бедствиям, произошедшим в 2001-2003 годах, средства на возмещение убытков фермерских хозяйств, пострадавших в результате схода ледника “Колка“, не вошли.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 21.10.03 N П1-12107 Минсельхоз России провел проверку обосновывающих документов и материалов по факту схода снежной лавины. Ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 810, Минсельхоз России направил в Минфин России и МЧС России письмо от 18.12.03 N П-9-20/3795 с предложением оказания Республике Северная Осетия - Алания финансовой помощи для частичного покрытия расходов на проведение аварийно-ремонтных
работ на пострадавших объектах сельского хозяйства их резервного фонда Правительства Российской Федерации в сумме 19520,8 тыс. рублей.

В материалах дела имеется письмо от 07.12.05 N 09-05-02/2 Министерства финансов Российской Федерации, в котором сообщается, что в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.12.03 N 1825 на финансирование мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий, произошедших в Республике Северная Осетия - Алания в сельском хозяйстве в 2001 - 2003 годах, направлены ассигнования из федерального бюджета в сумме 54 млн. рублей. Правительство республики должно израсходовать указанные средства на выделенные цели (письмо от 06.09.04 аналогичное).

Таким образом, суд необоснованно пришел к выводу о том, что не имеется правового обоснования обязанности ответчиков компенсировать ущерб, причиненный истцу в результате схода ледника. Денежные средства на эти цели республике выделялись. Однако список сельских хозяйств на получение компенсации сельскими хозяйствами судом не исследовался и в материалы дела не представлен.

Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года. Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске истцом срока исковой давности, исчислив его с даты схода ледника “Колка“, т.е. с 20.09.02. Однако Распоряжение Правительства Российской Федерации N 1825-р о финансировании мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий издано 11.12.03. С этого момента истец узнал о праве на возмещение компенсации. В суд обратился 24.07.06, следовательно, срок исковой давности не истек.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене, дело направлению на новое рассмотрение. Суд кассационной инстанции не обладает полномочиями по переоценке обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского
округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 29.05.07 по делу N А61-1259/2006-6 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.